На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

22 ноября 2024

Коррупция

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Самые выгодные контракты на поставки комплектующих в РЖД достаются «своим» и только «своим»

Комментируют Кирилл Кабанов, Никита Кричевский

Рельсы-рельсы, откаты-откаты

Среди госкомпаний РЖД стоит особняком. И не только ввиду своих масштабов и мощи. Сегодня, пожалуй, только РЖД позволяет себе открыто выстраивать коррупционные схемы в системе распределения крупных заказов и игнорировать претензии ФАС.
Рельсы-рельсы, откаты-откаты 30 июня 2011
О том, что в ОАО «Российские железные дороги» самые прибыльные контракты на поставки оборудования и комплектующих достаются «своим» и только «своим», пишет РБК. Издание отмечает, что система их распределения часто вызывает недоумение или, что тоже нередко, вопросы относительно законности решений по итогам конкурсов. РЖД, нарушая тем самым принципы конкуренции, не стесняется работать с юридическими лицами, аффилированными с ней напрямую, отдавать контракты подрядчикам, которые элементарно не имеют материально-технической базы для их исполнения, или компаниям, у которых не все в порядке с налогами.

 

В распоряжении РБК оказались судебные документы, подготовленные компанией «Трансэлектромонтаж» (ТЭМ) — родственной РЖД структуры, на которую приходится до 50 процентов электромонтажных работ на железных дорогах России. Когда на ТЭМ «наехали» налоговики и антимонопольщики, менеджмент фирмы попросил дать рассрочку на восемь лет для погашения выписанных претензий. В противном случае компания пригрозила нарушением железнодорожного сообщения сразу в нескольких регионах РФ. Утверждалось, что ТЭМ не обладает достаточными средствами для погашения налоговых штрафов и единовременная выплата приведет к кассовому разрыву и фактическому параличу фирмы с последующим массовым увольнением сотрудников. «Несвоевременная замена изношенного оборудования электросетевого хозяйства может привести к возникновению аварийных ситуаций при грузовых и пассажирских перевозках, что может привести к человеческим жертвам, тяжелым экологическим и техногенным последствиям», — заявили в ТЭМ.

Очередной повод обратить внимание на творящийся в РЖД бардак появился в апреле. ЗАО «ТрансКатКабель», производитель несущего троса, контактных медных и контактных бронзовых проводов, обратилось с жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Истец заявил, что его буквально «выдавили» из схемы поставок, отдав распоряжение закупать продукцию у фирмы с похожим названием — ЗАО «ТрансКат», но зато входящую в состав железнодорожной монополии, пишет РБК.

Как выяснилось в ходе проверки, чтобы избавиться от вдруг ставшего неугодным «ТрансКатКабеля», руководство РЖД особо не хитрило, а просто разослало телеграммы всем железным дорогам, а также завязанным на их обслуживании структурам — Росжелдорснабу, ДКРС, ДКСС, ОАО «Трансэлектромонтаж», ООО «Энергомонтаж» и другим — с требованием сменить поставщика.

Достаточно быстро разобравшись в ситуации, ФАС возбудила дело, грозящее монополии не только штрафом, но и насильственным отчуждением компании-поставщика. Вердикт антимонопольной службы должен был быть озвучен буквально на днях, но по непонятным причинам в последний момент его оглашение перенесли на август.

Есть все основания сомневаться, что данному делу будет дан ход. Да даже если и будет — далеко не факт, что в ОАО «Российские железные дороги» бросятся исполнять решение ФАС, каким бы строгим и безоговорочным оно ни было. По данным некоторых источников, уже были прецеденты, когда РЖД и близкие к монополии структуры в прямом смысле угрожали антимонопольщикам сбоями железнодорожного сообщения, если те не откажутся от претензий.

В руководстве страны на немаленькие шалости монополии закрывают глаза. К примеру, остались без внимания данные, которые были представлены администрацией вице-премьера Игоря Сечина. В частности, приводились цифры, что на одних только поставках топлива в РЖД ежегодно «распиливается» около 3 млрд рублей.

Как в железнодорожной монополии устроена система распределения заказов, «Особой букве» рассказал сотрудник московского агентства по подбору персонала, которому довелось оказывать услуги крупной западной компании, пытавшейся «пробиться» в РЖД. Наш собеседник пожелал остаться неназванным — ссориться с железнодорожниками он побаивается.

Рассказанная им история весьма любопытна. Несколько лет назад крупная западная компания, производящая некие высокотехнологичные комплектующие для железнодорожного транспорта, решила выйти на российские рынок — все остальные рынки к тому моменту уже были освоены. Руководство предприятия не сомневалось, что РЖД примет продукцию, что называется, на ура, ведь их оборудование было на тот момент не только самым современным и эффективным, но также позволяло значительно экономить средства.

Первоначальный план провалился уже через несколько месяцев после того, как компания начала работать в нашей стране. ОАО «Российские железные дороги» не купили у нее ничего. Иностранные менеджеры по продажам, сославшись на непонимание «русской души», уволились и разъехались по домам.

«Именно тогда в наше рекрутинговое агентство и обратились руководители этой западной фирмы, — вспоминает наш источник. — Они попросили подобрать им русского продажника, четко понимающего правила игры в этой сфере. Однако, хотя ими была предложена достаточно высокая зарплата, должность так и осталась вакантной. Российские менеджеры, четко осознавая бесперспективность попыток что-либо продать РЖД, не желали наниматься. Какой смысл? Проработаешь полгода и будешь уволенным за неисполнение плана».

Чем закончились мучения западной фирмы, наш собеседник не знает. По слухам, которые до него дошли, компания в конце концов взяла на работу человека, ранее работавшего в РЖД и, соответственно, имеющего там хорошие связи. «Хотя не факт, что и ему удалось наладить поставки железнодорожникам. Нужно откаты платить, а многие иностранцы даже такого слова не знают», — иронизирует собеседник.

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России

Как только государство теряет контроль над бюджетными средствами, выделяемыми той или иной структуре, там тут же появляется большой простор для коррупции. Есть такой простор и в РЖД.

Контроль за средствами, выделяемыми монополисту в ответ на жалобы об убыточности, пытается осуществлять Счетная палата России. Но даже при эффективной работе палаты отсутствует достаточная правовая реакция на подготовленные проверяющими материалы со стороны правоохранительных органов.

У нас вообще не бывает крупных уголовных антикоррупционных дел по госкорпорациям, если речь не идет о заказных уголовных делах. Причина в том, что представитель госкорпорации и чиновники, связанные с ней и имеющие серьезные коррупционные доходы, могут от правоохранительных органов банально откупиться.

Многие предлагают расчленить РЖД, но, на мой взгляд, это нецелесообразно. И международный опыт подтверждает правоту такой позиции. К примеру, в Великобритании железные дороги сначала продавались, затем выкупались государством обратно. Хотя идею расчленения сегодня активно пытается провести министр транспорта Игорь Левитин.

Но направлены эти действия не на повышение эффективности работы структуры железнодорожных перевозок, а на удовлетворение неких личностно-групповых интересов, которые могут привести в будущем к глубоким провалам в данной сфере.

Так что бороться с коррупцией следует в рамках существующей сегодня структуры, повышая эффективность механизма контроля.

Никита Кричевский, председатель экспертного совета «Опоры России»

Коррупция в РЖД появилась не сегодня и не вчера. Она была здесь всегда. Людям же, не выигравшим тендеры и считающим, что торги прошли с нарушениями, можно посоветовать только одно — судитесь, жалуйтесь, добивайтесь пересмотра. Как это делали компании, проигрывавшие торги в строительной сфере во времена Юрия Лужкова. В результате отменялись старые конкурсы, назначались новые.

Как мы видим, есть среди тех, кто желает работать с РЖД, и такие, кто жалуется и добивается. Все процедуры известны. Если ФАС ничего не делает, нужно обращаться к общественности.

Если же ничего не получается или люди лишь возмущаются коррумпированностью монополиста, призывая к честным торгам, но не желая с ним судиться, то, возможно, им лучше уйти из бизнеса. Заняться чем-то другим.

 

Материал подготовили: Сергей Шурлов, Александр Газов

Комментарии
endeaxyVolley
Go to <a href=http://www.google.com/>Google</a> English.
http://www.google.com/
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости