Просьбу отложить реформу госзакупок уже поддержали в Кремле, и в результате теперь она вряд ли начнется до выборов президента России.
По мнению ряда специалистов, дискуссии между ведомствами носят характер «подковерной грызни», и ее суть сводится к тому, чтобы не лишиться возможности нецелевых трат.
О том, что разногласия касаются именно этого, косвенно свидетельствует и тот факт, что публичная дискуссия вокруг законопроекта была свернута еще весной нынешнего года. Находясь на правительственном совещании, чиновники решили отказаться от создания нового закона о государственных закупках и вместо него начать разработку проекта федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты России, которые регулируют государственный и муниципальный заказ».
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России, за комментарием к которому обратилась «Особая буква», уверен, что в настоящий момент коррупционный сектор по госзакупкам является одним из основных. Всего же существует три рынка по коррупциоемкости: распределение бюджетных средств, госзакупки и природные ресурсы.
«Естественно, отказываться от этой коррупционной темы чиновникам крайне не хочется, поэтому идут споры и оказывается противодействие. А ведь президент страны еще год назад говорил о необходимости наведения порядка в этой сфере после истории с томографами, когда при их закупке было украдено 500 млн рублей. Причем уголовное дело до сих пор до конца не заведено», — напоминает эксперт. Кабанов отмечает, что средства выделяются не каким-то отдельным клеркам, а обоснованно и по цепочке: «Медведев тогда еще сказал, что нужно ввести ответственность чиновникам по всей цепочке, потому что они ставят подписи. Нужно понимать, кто и как отвечает за подготовку того или иного тендера».
Министерствам, полагает наш собеседник, реформа госзакупок не выгодна. До 1 ноября должны пройти дополнительные утверждения бюджетов, и, естественно, многие хотят протащить те или иные решения, а потом якобы начать реформу.
«Одного желания президента и части его администрации недостаточно для того, чтобы эффективно изменить ситуацию, поскольку в стране основной движущей силой является не общество, а бюрократия. Никто и никогда не откажется от многомиллиардной прибыли, а, соответственно, сейчас попытаются сделать реформу максимально неэффективной», — уверен председатель Национального антикоррупционного комитета.
Ситуация, скорее всего, будет развиваться так же, как и со многими административными реформами, когда разрабатывалась одна концепция, а реализовалась совершенно другая.
Сам подход к данной реформе показывает, что она формируется внутри бюрократического аппарата и не выносится на некое профессиональное обсуждение, обращает внимание Кабанов. «К тому же бюрократия имеет максимальную поддержку в Государственной думе, что позволяет ей выстраивать выгодную в коррупционном плане политику», — заключает эксперт.
Материал подготовили: Елена Славолюбова, Александр Газов
Комментарии