Ориентировочная стоимость ценных бумаг составит примерно 150 млрд долларов. Их реализация на финансовом рынке увеличит объем американской задолженности до рекордных 13 триллионов.
По мнению ряда экспертов, у Вашингтона сейчас фактически нет иного выхода, кроме как продолжать надувать долговой «мыльный пузырь». В противном случае стране придется объявить дефолт и отказать многочисленным держателям казначейских облигаций США в выполнении государственных обязательств.
Вместе с тем не стоит забывать, что подобного рода решения находятся в ведении конгресса, устанавливающего предельную планку федерального долга. Последний раз она была изменена 17 февраля 2009 года — тогда лимит был увеличен с 11,3 трлн долларов до 12,1 триллиона. Судя по всему, для реализации планов американского Минфина конгрессу придется вновь пересмотреть этот показатель, увеличив допустимую норму внешней задолженности до немыслимых 13 триллионов.
Ряд конгрессменов уже выказал недовольство финансовой политикой правительства. По их подсчетам, если Вашингтон продолжит играть на рынке ценных бумаг, выпуская все новые и новые облигации, через десять лет федеральный долг Соединенных Штатов увеличится еще на 10 трлн долларов. Рано или поздно настанет время платить по счетам. Как и за счет каких ресурсов это будет сделано, прогнозировать никто не берется.
Однако даже скептики понимают, что в нынешних, мягко говоря, неблагоприятных условиях кризиса иного способа удержать на плаву американскую экономику и сохранить ее платежеспособность нет. Поэтому какой бы жаркой ни была дискуссия в конгрессе, решение о повышении долговой планки все же будет принято в пользу Минфина.
Справка «Особой буквы»
Начиная с сентября 2007 года американская внешняя задолженность увеличивается ежедневно на 3,83 млрд долларов. При этом если разделить сумму долга на общее население страны, получается, что каждый гражданин США должен порядка 40 тыс. долларов.
Комментирует Андрей Ухватов, экономист (Санкт-Петербург)
Оценивать состояние экономики США путем подсчета размера внешнего долга и сопоставления его с показателями ВВП не совсем правильно. Другими словами, нельзя однозначно заявлять, что рост внешнего долга Америки свидетельствует об углублении кризиса ее финансовой системы.
С 1985 года, по оценкам правительственных аналитиков, торговый баланс Соединенных Штатов имеет отрицательное сальдо — импорт значительно превышает объемы экспорта. Экономика любой другой страны в таких условиях давно бы «схлопнулась» в связи с отсутствием у государства источников доходов. Однако же США продолжают здравствовать. При этом американское правительство еще умудряется брать на себя повышенные бюджетные обязательства, обеспечивая высокий жизненный уровень собственных граждан, финансировать активную военизированную внешнюю политику, спонсировать «оранжевые революции» и так далее. Все это абсолютно противоречит канонам классической экономической теории — точнее, общепризнанной формуле Маркса «деньги — товар — деньги» во всех ее вариациях.
На самом деле Америка ни на йоту не отошла от существующих финансово-экономических принципов. Она, как и любая другая страна, наполняет свою казну за счет экспорта. Однако Соединенные Штаты реализуют на внешнем рынке не промышленную продукцию (в данном случае ее экспортные показатели действительно существенно ниже показателей импорта), а финансовые обязательства — мировую резервную валюту (доллар) и облигации. А этот товар необычайно востребован в мире, поскольку на нем зиждется вся международная экономическая (и даже политическая) архитектура.
Каждый раз, когда конгресс принимает решение повысить долговую планку экономики, это означает, что на рынке образовался долларовый дефицит и возрос спрос на ликвидные, легко конвертируемые ценные бумаги, подкрепленные непререкаемым авторитетом США.
По большому счету рост размера американского внешнего долга не несет в себе угроз в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Напротив, он свидетельствует об укреплении позиций Вашингтона на мировой арене: если в условиях кризиса страны продолжают покупать доллары, значит, мировая финансовая система, выстроенная сообразно логике Белого дома и Уолл-стрит, эффективно действует.
США являются эксклюзивным поставщиком, своего рода монополистом в сфере поставок финансовых ресурсов. Даже попытки многосильного Евросоюза создать конкуренцию на рынке обязательств за счет популяризации евро не имели должного успеха.
Конечно, все может измениться, если вдруг Китай (или, может быть, Россия) решит отказаться от доллара и ценных бумаг американского казначейства, заменив их некой своей резервной валютой. Тогда США придется объявить дефолт. Но до этого, как мне кажется, еще очень и очень далеко.
Комментарии