Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Михаил Горбачев встал над партиями
ЛГ: Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев считает необходимым создание такого надпартийного демократического форума для диалога власти и общества. Об этом он рассказал в интервью «Новой газете». «С нами власть или живет в другой стране?» — такой вопрос задает Михаил Сергеевич. Помимо Горбачева все это всерьез всколыхнуло людей, по его словам. В нынешней ситуации власть, скорее, находится в растерянности, и необходимы реальный диалог и новая политика. Правильные идеи модернизации, о судах, о свободе уже высказаны. «Надо обсуждать это с обществом, — говорит Горбачев, — получать его поддержку, а не расправляться с ним». Такая небольшая цитата из интервью, которое Михаил Сергеевич Горбачев дал «Новой газете», ее главному редактору.
ПШ: Горбачев время от времени появляется в медиапространстве. Всегда ли это продуманно? Мы же помним, что он такой политик серьезный. По-моему, до сих пор себя таковым считает. А всегда ли он вовремя появляется в этом медиапространстве? Всегда ли его замечают?
ЛГ: Кто?
ПШ: Горбачев.
ЛГ: Замечает кто?
ПШ: Ну, кто-то...
СА: Вы знаете, мне кажется, что в отношении Михаила Сергеевича Горбачева в стране существует такая же информационная блокада, как и вокруг многих политиков. «Новая газета» — газета, где он является одним из акционеров. И было бы странно, если бы он там не имел возможности появиться. Ну, где он еще появляется? На радио «Эхо Москвы». Ну, вот и все. Поэтому мне кажется, что…
ПШ: Он оппозиционер?
СА: Мне кажется, что Михаил Сергеевич Горбачев имеет право давать оценку ситуации. Он был президентом этой страны. Он пережил разные этапы в своей работе: этапы эйфории, взаимодействия с обществом, быстрого развала страны и экономической катастрофы. С точки зрения эмоциональной, с точки зрения событийной его шесть с половиной лет руководства страной вместили очень многое. И ему есть с чем сравнивать. Он понимает, какие ошибки совершил. Может быть, он не обо всех рассказывает.
В этом отношении его оценка ситуации, может, немного идеалистична, может, немного упрощенная, но тем не менее она глубокая. Это оценка политика, который понимает, что такое быть во главе страны.
Догадываться и знать — огромная разница. Михаил Сергеевич, на самом деле, единственный человек, сегодня живущий в стране, который знает. Есть еще два человека, которые сегодня реально находятся у власти. Они еще не бывшие. Поэтому их нельзя сравнивать. Вот и все.
Мне кажется, что к любой оценке Михаила Сергеевича нужно относиться очень внимательно. И именно поэтому его оценка пугает власть. Именно поэтому он говорит: «Ребята, как бывший президент понимаю, что вы идете на конфронтацию с обществом. Это нехорошо. Вам нужно вступать в диалог». На это в неявной форме власть отвечает: «А ты кто такой? Вот ты пошел на диалог с обществом, и чем все это закончилось? Вот мы тебя видели и не хотим быть в твоем положении». Но это такой скрытый диалог, который идет за кадром.
ПШ: Заочный. Интересно.
СА: Да. Он про Фому, а они про Ерему.
ЛГ: Причем он не всегда, между прочим, так сильно критиковал.
ПШ: Он всегда уважительно.
СА: Обратите внимание, что вообще никаких личностных оценок. Просто общая оценка ситуации. Кто хочет, тот поймет.
ЛГ: Хотел бы я вас спросить вот о чем. Сергей, этот партийный демократический форум... Нет ли в этом некой утопии?
СА: А как вы считаете, если Михаил Сергеевич сказал, что давайте проведем форум государства и партийных... Это означает, что он встает на позицию… Президент сказал, что ныне существующая партия отражает весь спектр мнений, существующих в обществе. И привели пример. Говорят и думают одинаково.
Было бы странно, если бы Михаил Сергеевич присоединился к этой точке зрения. Проблема в том, что существует, очевидно, достаточно большое количество — не буду говорить, что в процентном отношении, — политиков, большое количество персоналий, которые не готовы присоединиться ни к одной из политических партий из ныне существующих. И в то же время закон «О политических партиях» и наша практика не дают им создать партию.
Во Франции, чтобы зарегистрировать партию, нужно три человека и сельская коммуна. Вот мы собрались втроем, написали решение: «Создать партию», пошли в ближайший сельсовет и зарегистрировали партию. И дальше от нас зависит, как мы успешно будем развиваться, куда мы пойдем. Есть ограничения. Но для того чтобы создать партию и начать работать, нужно три человека.
В России нужно 50 тысяч человек, и все под контролем Минюста. Минюст не пришел, и собрание не состоялось. Во всех регионах. И так далее. По этому закону партию создать невозможно.
И в этом отношении, конечно, хорошо бы, если бы у нас политическая жизнь была реструктурирована в партии. Если бы каждый политик имел право создать партию. Пусть маленькую, пусть не крупную. Но — создать партию. Это же не произойдет.
Я думаю, что Михаил Сергеевич в этом отношении достаточно трезво оценивает ситуацию. Говорит: «Ну, хорошо, я от вас не требую позволить всем создавать партии. Ну, не хотите — ваши проблемы, ваши ошибки. Но общайтесь с активной частью общества. Нельзя общаться с теми, кого вы назначили быть депутатами Думы или лидерами партий. Это пассивная часть общества. Она бессмысленна. Она не будет вас поддерживать. Она готова смотреть в рот и во все ваши места, но это не опора вашему движению вперед. Если вы хотите решать проблемы, вам надо делать упор на активную часть общества, а она сегодня вне партий. Поэтому нужен надпартийный диалог».
В третьих. В России самой большая проблема с собственным потреблением зерновых через животноводство. Оптимально, по советским планам 1 тонна на человека. Прошлогодний, рекордный 108млн.-тонный урожай не дотянул практически на четверть до этой заветной цифры.
Вобщем брались бы господа калякать, ну хоть о бывшем президенте нашей ( а не этой) страны, М.С. Горбачеве, президентом которой, он формально и не был. :)))) а так чет про зерно у вас вышло исключительно плевлы....