Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Хлеб на продажу
ЛГ: И, наконец, о той жаре, которая нас настигла. Битва за урожай на практике оборачивается сражением за бюджетные деньги, пишет газета «Известия» в публикации «Хлебные крошки». Засуха — естественное продолжение жары — уже уничтожила в России четверть урожая зерновых.
В стране достаточно запасов зерна, уверен первый вице-премьер Зубков. Хватит и самим, и на экспорт. Пострадавшим от жары Виктор Зубков пообещал субсидии и дешевые кредиты. Тем временем сами аграрии не рады. Почему? Битва за урожай для них оборачивается борьбой за субсидии. Объективной оценки убытков нет, а деньги получат самые ловкие. Слово «ловкие» — понятно.
ПШ: Вообще говоря, хотелось бы понять, когда говорим о битве за урожай, мы говорим о битве за хлеб насущный или все-таки за деньги, которые должны получить за хлеб?
СА: То, что сказал Лев, — конечно, битва за деньги. Битва за то, чтобы работники сельского хозяйства, хозяйственные предприятия получили хоть какие-то деньги в той ситуации, когда у них урожай погиб. И, к сожалению, все попытки или все обращения к ним, что «ребята, вы знаете, действительно, зона рискованного земледелия сильно зависит от погодного фактора…».
Есть такая штука — страховка. Страхуйте. Да. Страхуйте урожай. Проблема в том, что, действительно, даже если бюджет выделит деньги, то определить кому, сколько, и в какой последовательности, очень тяжело.
ЛГ: Если я крестьянин и, вместо того чтобы работать, я поищу эти, как они называются…
ПШ: Лазейки.
ЛГ: Лазейки, для того чтобы застраховать свой урожай. Документы какие-нибудь...
СА: Страховка идет от погоды, от стихийных бедствий, от засухи. А не от вашей нерадивости.
ЛГ: Я найду засуху.
СА: Вы знаете, вы попробуйте. А вы попробуйте свою машину как следует ударить, а потом в страховой компании доказать, что это… Это то же самое. Страховщики тоже люди не лыком шитые. Они тоже понимают, что и как.
ЛГ: Охочи до наших денег.
ПШ: В двенадцати областях объявлено чрезвычайное положение. Это не только у нас. 60 лет не было такой засухи в Китае, а сейчас там тоже. Сейчас вообще что-то происходит. Какие-то катаклизмы странные. В Штатах тоже засуха. Так что получается, рынок зерновой тоже колеблется.
СА: Видимо. Увидим, посмотрим. Получим, может быть.
ПШ: В прошлом году такая же была ситуация.
СА: В прошлом году нет. В 2008 году была такая же тяжелая ситуация с зерном. В прошлом году нормальная была.
ПШ: По крайней мере прогнозы были понижены.
СА: Ну, там прогнозы были даны.
ПШ: А сейчас реально?
СА: Сейчас реально, конечно. Двенадцать областей — там засуха. Там урожай практически полностью пропал.
ПШ: А мы потеряем деньги экспортные?
СА: Да. Россия в прошлом году экспортировала до 20 тонн зерна, по-моему. В этом году раз в десять меньше, по оценкам. Просто не будет потенциала. Будет выгоднее продавать зерно здесь.
ЛГ: А мы тут до эфира решили с Павлом Петровичем, договорились уговорить Казахстан и Украину объединиться с Россией. И тогда мы будем монополистами на этом рынке.
ПШ: Ну, почти.
ЛГ: Ну, почти. Не получится?
СА: Нет, конечно. Вы знаете, на самом деле здесь монополизм не нужен. Потому что мировой рынок зерна достаточно структурирован. Небольшое количество продавцов. Это, помимо России, Украины и Казахстана, Канада и Мексика. Не Мексика, извините, а Штаты. Еще Аргентина. Немножечко Еврозона. А импортеры тоже хорошо известны: Северная Африка, Юго-Восточная Азия — и все.
ЛГ: То есть некуда.
СА: Некуда. Рынок очень жесткий, рынок структурированный. Там нужно столбить, что называется, выстраивать отношения. И там особой такой…
ПШ: А куш-то солидный? За что бороться?
СА: По сравнению с нефтью — маленький. По сравнению с чем?
ПШ: Я думаю, с углеводородами, конечно.
ЛГ: И еще один вопрос. Наверное, он будет последний. По поводу того, почему же не хотят страховаться-то? Если вернуться к началу разговора.
СА: Вы знаете, ведь у нас и автомобилисты не хотят многие страховаться. Дай им свободу — они бы и от ОСАГО отказались. Бывает такого уровня финансовая грамотность.
На самом деле, насколько я понимаю, страховка урожая достаточно дорогая — 10 процентов. То есть действительно дорого. То, что у нас раз в шесть лет точно бывает засуха в регионе и тарифы берутся…
Есть хорошая пословица: «Если хочешь накормить — дай ухи. Если хочешь сделать сытым — научи ловить рыбу». Нужно крестьян наших, аграриев, учить ловить рыбу. Нужно учить страховаться.
На мой взгляд, лучше пусть государство субсидирует страховые платежи всем. Это просто. Ты пошел, застраховал свой урожай, заплатил всем миллион рублей, государство тебе — 50 процентов. Критерий понятен всем. И ровно половину. Вот насколько ты застраховал свой урожай — вот наполовину суммы ты и получил. И заодно крестьяне привыкали бы к страховке. Вот увидишь: в этом году — 50 процентов, в следующем, через два года, лет через пять, глядишь, — там и пять процентов. А может, и 15. Не знаю. Это называется «учить ловить рыбу». У нас почему-то любят всегда себе рыбу, а это…
В третьих. В России самой большая проблема с собственным потреблением зерновых через животноводство. Оптимально, по советским планам 1 тонна на человека. Прошлогодний, рекордный 108млн.-тонный урожай не дотянул практически на четверть до этой заветной цифры.
Вобщем брались бы господа калякать, ну хоть о бывшем президенте нашей ( а не этой) страны, М.С. Горбачеве, президентом которой, он формально и не был. :)))) а так чет про зерно у вас вышло исключительно плевлы....