Окончание темы, начатой Михаилом Хазиным в материале «Капитализм: вчера, сегодня… Завтра?».
Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Окончание темы, начатой Михаилом Хазиным в материале «Капитализм: вчера, сегодня… Завтра?».
Михаил Хазин, путь от просто капитализма к капитализму современному, ч. 1
К середине XVIII века капиталистическая модель начала развиваться в рамках структуры, которую условно можно назвать как система технологических зон. То есть появились инновационные центры, где в кредит создавались новые технологии, которые увеличивали уровень разделение труда, производительность труда, но которые при этом требовали расширения рынка.
В стационарной среде вы не можете продать инновацию. Придите сейчас с «хаммером» в какую-нибудь деревню и предложите крестьянину его купить. У него все равно денег нет. Но если вы можете создать новую технологию и за счет нее создать продукт, который есть на селе, но будет стоить дешевле в рамках промышленного производства… Те же колеса или косы. То это другое дело. Вы приезжаете в деревню и продаете крестьянам косы дешевле, чем эти косы делает местный кузнец. Да, кузнец умрет от голода. Или должен будет бросить свое ремесло. Но вы получите дополнительные деньги, которые вы сможете потратить уже на покупки инноваций. То есть, еще раз повторю, вы продаете косы в деревнях. Получаете деньги. Приезжаете в город и покупаете, условно, телевизор.
И так эта модель стала действовать. Суть этой модели — постоянное расширение рынка. Поэтому технологические зоны, которые стали возникать, — это технологический центр и все время расширяющаяся периферия.
Первая технологическая зона, которая оформилась более или менее устойчиво, — это Англия в конце XVIII века. Следующей должна была оформиться Франция. Но Великая французская революция и Наполеоновские войны подорвали ее рост. В результате Франция стала частью английской технологической зоны. Это хорошо оформилось тем, что финансы во Франции начиная с поздненаполеоновских времен контролировались группой Ротшильда.
Следующая оформившаяся технологическая зона — Германия к 1870 году. Следующая технологическая зона — это Соединенные Штаты Америки в конце XIX века. И последняя технологическая зона, которая оформилась в начале XX века, — это Япония.
Если для Англии вначале, по всей видимости, было достаточно 20—30 млн потребителей, то уже к началу XX века их нужно было никак не меньше 50—60. Еще раз повторяю, потребителей, а не людей. В Российской империи, например, население было больше чем 50 млн человек — под сто. Но Россия не смогла сформировать свою технологическую зону, потому что у нас было натуральное хозяйство и крестьяне не были потребителями. Первые попытки сделать крестьян потребителями на селе предпринял Столыпин. Но эта попытка не удалась, в результате чего Столыпин был убит, произошла революция. Успеха достигла вторая попытка, которую сделал Сталин в начале 30-х годов. Он создал колхозы как промежуточное звено, которое смогло стать потребителем тяжелой промышленности на селе. Но это уже мы немножко забежали вперед.
Г.Хазин, ===они придумали схему, позволяющую увеличивать потребительскую нагрузку на собственных граждан. Проблема была решена за счет «дешевых кредитов», стоимость которых постоянно снижалась.=== Запад поступил до безобразия глупо, он стал делать одноразовые продукты с небольшим сроком пользования. Не заменяемые, не ремонтируемые вещи. Тем самым, он обонкротил себя сам. Он развратил покупателя, которых вы называете потребителем и создал ощество не потребителей, а общество марионеток и паразитов, наживающихся на человеческих слабостях и пороках. Кредиты здесь второстепенное зло. Не они главные виновники краха США.