Необходимость такого закона в России обсуждали около десяти лет. Однако первый вариант законопроекта был внесен в Госдуму лишь в конце декабря 2008 года и вызвал немало споров из-за своей неконкретности.
Понадобился целый год, чтобы депутаты одобрили документ в первом чтении, рекомендовав авторам серьезные доработки. На это ушел еще год. Свое веское слово сказал и президент России Дмитрий Медведев, настоявший на том, чтобы положения нормативного акта согласовали с журналистами.
В итоге в первоначальный текст закона было внесено 69 поправок. В таком виде он и был принят Госдумой 2 июля 2010 года, Совет Федерации одобрил его 14 июля 2010 года. Президент поставил свою подпись под документом 27 июля 2010 года.
В законе дается определение ряда понятий: «инсайдерская информация», «инсайдеры», «манипулирование рынком», «операции с финансовыми инструментами или товарами», «организатор торговли».
Например, «инсайдерская информация» конкретизируется как точная и конкретная информация, которая не была ранее известна и распространение которой сможет оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров. Кроме того, установлен список потенциальных инсайдеров. Ими признаются руководство Центрального банка РФ, прокуратуры, члены Национального банковского совета, руководство всех государственных служб и ведомств. Также в документе появилась норма, согласно которой исчерпывающий перечень сведений, составляющих инсайдерскую информацию, должна утвердить Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).
Законопроект освобождает от ответственности лиц, не знавших, что они использовали инсайдерскую информацию и распространяли ложные сведения. Уточнено и отношение к прессе — публикация информации в СМИ не будет считаться неправомерным инсайдерством сама по себе. Издание и журналисты не будут привлечены к ответственности за распространение ложных сведений, если в публикации дословно цитируются заявления конкретных лиц, или в случае перепечатки других СМИ. Издание может быть привлечено к ответственности только в том случае, если им была получена выгода или если ФСФР не были предоставлены сведения об источнике распространения ложной информации.
Если же будет подтверждено умышленное использование инсайдерской информации, новая редакция закона предусматривает уголовное и административное наказание. Штраф за манипулирование рынком может составить от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. Если же оно повлекло за собой крупный ущерб (от 2,5 млн рублей до 10 млн рублей), то с виновного могут взыскать от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Срок лишения свободы за такое преступление может составить от двух до семи лет с наложением штрафа и запретом занимать определенные должности.
«Сам факт принятия закона — это шаг вперед в борьбе с распространением инсайдерской информации. Однако как будет действовать законодательство на практике, пока не ясно», — прокомментировал «Особой букве» вступление в силу документа ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский.
По словам эксперта, доказать факт использования инсайдерской информации, определить источник ее утечки как правило достаточно сложно.
«И в этом плане России придется набираться опыта, поэтому, возможно, на первом этапе будут определенные сложности с применением нового законодательства. Также, отталкиваясь от практического опыта, в закон может быть внесен ряд поправок», — говорит Воскресенский.
Эксперт напоминает, что «первые законы об инсайде в США появились в 1934 году, а первый судебный процесс состоялся в 1946-м, и только с конца 70-х годов судебные разбирательства стали обычными. При этом наиболее эффективно система борьбы с инсайдом заработала только в последние годы».
«В целом эффективность российского закона об инсайдерской информации можно будет оценить через год-два, когда будет получен определенный опыт в этом направлении», — резюмирует Воскресенский.
Комментарии