Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Сергей Алексашенко, ч. 2
— Но ведь одновременно общество начинает потихоньку пробуждаться и требовать свобод. Начинает формироваться гражданское общество — это и «Синие ведерки», и выход на «Манежку», когда люди потребовали справедливости.
Да, это так. Потому что это естественное желание человека влить на положение дел в своей стране. Все-таки за окном у нас не XIV, не XV, а XXI век. Как-то в мире считается правильным ходить одетым, носить ботинки. В том числе в мире считается правильным, когда граждане влияют на ситуацию в своей стране, могут требовать изменения правил, если эти правила им не нравятся. Поэтому могу только порадоваться, что формы гражданского волеизъявления начинают проявляться. Просто лучше бы их было больше.
— Как вы считаете, для поколения 20-летних, 25-летних, представители которого как раз и принимают активное участие в деятельности гражданского общества, будет важна демократия?
Это точно совершенно другое поколение. Люди моложе 40 лет — совершенно другое поколение. Но мне кажется, что даже внутри группы этих людей есть четкое расслоение. На мой взгляд, оно происходит где-то в районе 25 лет. Все-таки, когда молодому человеку 20—22 года, это, как правило, студент либо выпускник, у которого в жизни все хорошо. Он учится в институте или только окончил его. Ему кажется, что ему понятны правила игры. Он считает, что самое подходящее место для работы — это госкорпорация. Следующее место — это быть чиновником. Ему все нравится. У него есть некие идеалистическое ожидания, он уверен, что сумеет в этой жизни устроиться.
Но по мере того как человек растет, он начинает постепенно сталкиваться с проблемами. Он понимает, что проблем гораздо больше, чем рассказывали в университете. Он понимает, что зачастую не может защитить свои экономические интересы, свои социальные интересы. В столкновении с государственными структурами он обнаруживает, что государство защищает не закон, не человека, а бюрократию. А еще в этот момент он начинает зарабатывать деньги. У него появляются сильные имущественные интересы. Все это ведет к пробуждению некоего гражданского самосознания, формированию среднего слоя, среднего класса, который становится все более активной и действенной политической силой.
На мой взгляд, в мире вообще редко бывает, чтобы люди до 20 лет активно включались в политическую жизнь. Для этого надо набрать какой-то жизненный опыт, понять, что тебе не нравится. Потому что, если все нравится, зачем что-то менять? Зачем требовать изменений?
Поэтому да, это другое поколение. У них абсолютно другие взгляды на жизнь, другая технология общения, распространения информации и много чего еще. И мне кажется, что они становятся все более активными игроками в нашей жизни.
Комментарии