Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Сергей Алексашенко, ч. 3
— Вы часто употребляете понятие «средний класс». На Западе средний класс определяется по материальному благосостоянию. А для вас, насколько я понимаю, средний класс — это еще и уровень образования?
Дело не в образовании, а в способности к критическому мышлению, к осмыслению того, что происходит вокруг тебя. Можно быть достаточно богатым человеком и при этом вообще не думать, какова жизнь за окружающим тебя бетонным или деревянным забором, и быть счастливым.
Мне кажется, что средний класс — это люди, которым не все равно, что происходит за порогом их дома. Помните, была (и есть) такая пословица: «Сытое брюхо к учению глухо»? Так вот, мне кажется, что к политике глухо голодное брюхо. Когда человеку тяжело материально, очень трудно заставить его думать о каких-то вопросах политической борьбы и обустройства государства. Как говорил Маркс, «пролетариату нечего терять, кроме своих цепей».
А если вам есть что терять, то по большому счету это очень сильный стимул к тому, чтобы начать возмущаться. У среднего класса есть интересы. Поэтому средний класс является опорой политической системы. Ему есть что защищать.
— Судя по вашим словам, ваша позиция не столь пессимистична, как у большинства политологов и даже экономистов. Получается, что у нас сейчас формируется средний класс, который впоследствии сформирует и гражданское общество?
Я вообще исторически оптимист. Я считаю, что человечество уверенно идет в сторону прогресса и ценностей. И Россия, несмотря на все свои зигзаги, развороты, повороты, эксперименты, все-таки движется исторически в правильном направлении. Я считаю, что наш народ не хуже и не лучше других. В чем-то он более талантливый, в чем-то менее удачливый.
Поэтому говорить, что русские не способны к демократическому развитию, — это обижать и унижать наш народ. Да, я смотрю в будущее с достаточной долей оптимизма. Я считаю, что в конечном итоге должно прийти поколение новых политиков, новых людей, не замешанных в тех историях, которые мы наблюдаем в последние годы, не причастных к ним. Людей, которые понимают, что так жить нельзя.
Политика начинается именно тогда, когда ты говоришь: так жить нельзя.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Лихарев, Виктория Романова, Ольга Азаревич, Лидия Галкина, Александр Газов
Комментарии