Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) объявили, что скорого возврата курса к привычному уровню в 28—29 рублей за доллар не будет. Но внутренних предпосылок для роста курсов иностранных валют в России сейчас нет — бюджет стабилен.
Также пока нет оснований полагать, что в ближайшее время понизятся цены на нефть, особенно если учитывать противоречивую политическую ситуацию на Ближнем Востоке. Российские банки чувствуют себя весьма неплохо. В случае мирового банковского кризиса Центробанк сможет прибегнуть к ручному управлению, как это уже было в 2008 году.
Но внешние предпосылки падения курса рубля все же имеют место. Прежде всего, это крайне напряженный экономический фон: со дня на день ожидаемый дефолт Греции и снижение кредитного рейтинга Италии. Нельзя забывать и о том, что банки США остановили продажу долларов европейским банкам из-за неопределенности с евро. Соответственно, российские «дочки» европейских финансовых организаций начали скупать доллары в России. Результатом чего и стало его подорожание.
Еще одну важную причину падения рубля видит Алексей Девятов из «Уралсиба»: «В сентябре резко усилился отток капитала из России, что всегда вызывает рост цен на валюту», — рассказал он в интервью «Труду» http://www.trud.ru/. Эксперт считает, что по итогам сентября из страны уйдет около 10 млрд долларов. Хотя за все первое полугодие отток составил 30 млрд долларов.
Ясно, что однозначный прогноз по поводу динамики курса рубля сделать сложно. Но в любом случае ЦБ имеет все возможности воздействовать на экономику путем изменения ставок и тем самым эффективно справиться с инфляцией.
Михаил Хазин, макроэкономист
Случится ли резкое падение курса рубля — ответ на этот вопрос может дать только председатель Центробанка Сергей Игнатьев. Здесь все зависит от него.
При этом какими мотивами руководствуется в своей профессиональной деятельности глава Банка России, непонятно. Возможно, личными, политическими, но никак не экономическими.
И в ситуации, когда рубль зависит от одного человека, а не от каких-то экономических процессов, строить прогнозы невозможно.
Точно можно сказать одно: крах Еврозоны скажется на России, ее экономике и рубле. Но как скажется — ответить на этот вопрос сможет лишь время.
Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент»
При желании возможно все. В том числе и обвал рубля. Но для резкой девальвации российской валюты должны существовать некие предпосылки.
На данном этапе я не вижу существенных отклонений курса рубля ни к евро, ни к доллару, определяющихся динамикой финансовых, сырьевых рынков, динамикой процентных ставок. Никакого запланированного или, наоборот, панического вывода средств из рубля сейчас не происходит.
В случае если решения «Большой семерки» будут работать, если наиболее экономически развитые страны действительно займутся нормализацией ситуации на финансовых рынках, рублю резко упасть не грозит. Это положение подкрепляют и стабилизировавшиеся цены на нефть, тренды макроэкономики, носящие повышающий характер.
Все перечисленное — позитивный сигнал для рубля. Поэтому я склоняюсь к тому, что российская валюта будет дорожать в ближайшие месяцы по отношению к доллару. В меньшей степени — к евро.
Отечественные банки извлекли урок из кризиса 2008 года, увеличили свои резервы, которые позволят сопротивляться стрессу, способному «унести» более 30 процентов их активов.
Сегодняшняя непростая ситуация в мировой экономике не является для государств чем-то новым. Уже отлажена международная кооперация. В случае же серьезных потрясений может быть введено прямое госуправление по всем фронтам: планирование финансовой, кредитной деятельности и так далее. Как происходит сегодня в Белоруссии.
Но это уже самый крайний шаг, и я полагаю, что до такого не дойдет. Легче найти решения в рамках налоговой реформы, чем идти на подобные крайние меры.
На фоне понижения Standard and Poor's рейтинга Италии вновь началось активное обсуждение возможности национальных дефолтов в ряде европейских стран. Этот шаг — знак американцам, чтобы они видели, как макроэкономические риски трансформируются в финансовые. И сигнал республиканцам о том, чтобы они не очень наседали на Барака Обаму, отстаивая интересы богатых, и поддержали налоговую реформу американского президента.
В целом же сегодня фонд стабильности Еврозоны составляет более 1 трлн долларов. Суммарный долг стран ЕС — 4 триллиона. В сложившихся условиях Евроцентробанком предпринимаются меры по стабилизации ситуации с выплатами долгов. Учитывая эти меры, существует некая подушка безопасности для Еврозоны.
Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики
Медленная девальвация рубля уже происходит. Если посмотреть на курс российской валюты год назад и сегодня, то это видно очень хорошо. Все случилось не вдруг, не одномоментно, и поэтому шока у населения не вызвало.
Сейчас ведутся разговоры о том, что произойдет с рублем, если ряд европейских стран все же объявит о национальных дефолтах. Конечно, для нас это тоже будет иметь свои последствия. Но какие, сказать точно сегодня не может никто.
Все потому, что событий такого масштаба в мировой истории еще не происходило. И на вопрос, что будет с рублем после европейских дефолтов, если они состоятся, ответить точно не сможет ни один эксперт. Разбираться со случившимся мир будет уже по факту.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов
Руководителя потом поменяли бы и страна, лет на десять, получила бы отсрочку от краха.
Но НацлидЭр русский гений и страна мирно умрет в ближайщие 4 года.