Согласно ему, правительство должно «утвердить программу продажи в 2013—2015 годах находящихся в собственности открытого акционерного общества «Роснефтегаз» пакетов акций компаний топливно-энергетического комплекса с учетом конъюнктуры рынка».
В документе также говорится, что ОАО «Роснефтегаз» выступает инвестором компаний, которые могут быть приватизированы, и должно предоставить программу финансирования сделок по продаже этих акций, для которой будут использованы полученные от них дивиденды.
Как пишут СМИ, такая формулировка не исключает участия самого «Роснефтегаза» в скупке акций компаний, указанных в приватизационном списке (несмотря на то что госкомпания сама выступает их владельцем).
«Роснефтегаз» владеет 75,16 процента акций «Роснефти» и 10,7399 процента акций «Газпрома», а также 7 процентами акций Каспийского трубопроводного консорциума. Исходя из их капитализации на Лондонской фондовой бирже, госдоля «Роснефти» (капитализация 63,8 млрд долларов) стоит около 47,95 млрд долларов, «Газпрома» (капитализация 103,098 млрд долларов) — около 11 млрд долларов.
Пока неизвестно, какой пакет акций поступит на рынок и насколько свободной будет их продажа.
Президентский указ производит странное впечатление: он противоречит стратегическому курсу Владимира Путина, стремившемуся все годы своего правления установить государственный контроль над активами топливно-энергетического комплекса. В чем причина «смены парадигмы»?
Сергей Жаворонков, старший эксперт Института экономики переходного периода, отмечает, что политика Путина в плане огосударствления предприятий энергетики с начала нулевых была не такой однородной, как представляется:
«В первый срок правления Путина, в 2000—2004 годы, правительство проводило курс на приватизацию, — сказал он. — Была продана «Славнефть», крупный госпакет ЛУКОЙЛа и много чего другого. С 2004 года, начиная с «дела ЮКОСа», мы видим противоположную тенденцию: экспансия госкомпаний, покупка госкомпаниями и государственными банками частных бизнесов».
«Национализация», по словам нашего собеседника, не всегда проходила в форме экспроприации, как в случае ЮКОСа, иногда она принимала цивилизованные формы. Но и во второй срок Путина были приватизированы отдельные энергокомпании, выделенные из РАО «ЕЭС». Некоторые даже были проданы иностранному капиталу.
«При Дмитрии Медведеве приватизация остановилась, несмотря на то что Медведев, Шувалов и Дворкович постоянно говорили: «Сейчас-сейчас, вот-вот начнется». Однако первая крупная продажа состоялась в конце прошлого года, когда стало ясно, что власть передается Владимиру Владимировичу: была продана «Первая грузовая компания», железнодорожный грузоперевозчик», — рассказывает экономист.
По мнению Жаворонкова, Путин намерен провести приватизацию так, чтобы у государства сохранился контрольный пакет. Возможно, будут проданы миноритарные пакеты общим объемом до 49 процентов, но для себя и своего окружения президент намерен сохранить «операционный контроль» над предприятиями ТЭК.
А Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc., считает, что, какая бы ни была объявлена приватизация, энергетические мощности не достанутся «кому попало».
«Приватизация не означает, что вы придете с деньгами и вам что-то продадут. Продадут «правильным парням». Верным курсом идем, товарищи», — резюмировал он.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии