Суд также отказался вернуть это дело в Генпрокуратуру РФ, тем самым отказав в удовлетворении ходатайств адвокатов. «Меру пресечения в отношении Ходорковского и Лебедева оставить без изменения»", — сказал судья Виктор Данилкин.
В соответствии с законом на данном этапе в случае сохранения судом меры пресечения обвиняемым она остается прежней еще на полгода, передает «Интерфакс».
Как стало известно «Я», в течение всего предварительного слушания по делу Михаила Ходорковского обвинение отказывалось предоставлять по требованию защиты имеющиеся у следствия доказательства. Это решение гособвинитель Дмитрий Шохин объяснял тем, что по закону адвокаты могут вести работу только с теми доказательствами, которые они добыли сами. Следствие же совершенно не обязано помогать защите, оставляя за собой право предоставлять материалы дела в том объеме, в котором оно считает нужным.
Суду было рекомендовано в конфликт защиты и прокуратуры не вмешиваться: не требовать доказательств самому и не помогать в этом адвокатам. «Хотите состязаться — состязайтесь, — завил Шохин, — но мы вам все равно ничего не дадим».
Иного мнения в этом споре придерживается второй представитель гособвинения Валерий Лахтин. В процессе предварительного расследования при рассмотрении жалоб адвокатов на сокрытие следствием материалов дела прокурор многократно заявлял, что сторона защиты не имеет права вообще собирать какие-либо доказательства. Мол, не ее это ума дело.
Поведение гособвинения выглядит по меньшей мере абсурдным. Дело здесь не только в удивительной несогласованности высказываний прокурорского дуэта, затянувших песни на разные лады. Гораздо больше поражает то, с какой наглостью обвинение пренебрегает действующим в России законодательством.
Я понимаю, работать с представителями защиты трудно. Они вечно копаются в законах, требуют их беспрекословного соблюдения, постоянно ссылаются на эту… как ее?.. Конституцию. Но кто-то же должен с этим покончить. Давно уже настал момент объяснить непонятливым адвокатам, кем и, главное, для кого в нашей стране закон писан.
Для начала предлагаю вам ознакомиться с юридической литературой. Знаю-знаю, раньше делать этого вам не приходилось. Не было необходимости. Однако сейчас именно тот случай, когда, возможно, стоит пожертвовать своими принципами. Загляните в библиотеку, поройтесь в книгах, найдите свои старые университетские лекции, в конце концов, почитайте эту… как ее?.. Конституцию. В общем, постарайтесь в совершенстве овладеть юридической наукой. Доскональное знание права — главное оружие защиты. И его надо направить против них самих.
Итак, рассмотрим подробнее претензии защиты. Адвокаты обвиняемого недовольны нежеланием прокуратуры предоставлять им материалы, имеющиеся у следствия. Якобы это противоречит 3 части 123-ей статьи... этой, как ее?.. ах, да — Конституции. Я не поленился и ознакомился с документом. Действительно, там написано, что в России «судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон». Честно признаюсь, этот вновь открывшийся факт мне не очень понравился. Думаю, и вам он не доставляет удовольствия. Если каждая из участвующих в судебном процессе сторон будет претендовать на равенство в правах и требовать соблюдения принципа состязательности, ничего кроме бардака не получится. Тут, глядишь, посыплется вся сложившаяся в последние годы судебная система: адвокаты начнут выигрывать дела, судьи станут принимать ни с кем не согласованные решения, на свободе окажутся те, кому на воле быть не следует.
В данном случае, моя рекомендация проста: господа гособвинители, не забывайте, пожалуйста, что российский суд — он, прежде всего, прокурорский суд. Следствие — главная опора государственной политики, идти против которой никому в нашей стране не позволено. В этой связи, хочу выразить признательность господину Шохину, не побоявшемуся отказать защите в соблюдении принципа состязательности. Так держать! Пусть состязаются сами с собой и не мешают вам работать.
Мой вам совет: не обращайте внимания на доводы адвокатов и какие-то там законы. Настаивайте на том, что защита вообще не должна заниматься поисками доказательств, довольствуясь лишь тем, что ей пожелает предоставить обвинение. Такое мнение уже было высказано господином Лахтиным, и я с ним полностью согласен. Нечего им путаться под ногами у следствия.
Все это, конечно, осложняет ситуацию. В будущем было бы неплохо внести некоторые корректировки в законодательство. Однако и сейчас еще не все потеряно. Самое главное, четко придерживаться своего мнения, невзирая на законы отставать свою позицию. Благо у Фемиды завязаны глаза, и ваши маленькие правовые огрехи она вряд ли заметит.
Со своей стороны обязуюсь оказывать вам всяческую поддержку. Как говорится, чем смогу, тем помогу.