А началось все с мирной демонстрации протеста. Она была организована уйгурами, которые требовали от властей скорейшего расследования массовой драки между уйгурскими и ханьскими рабочими, произошедшей 25 июня в городе Шаогуан. Тогда погибли два человека и еще 118 пострадали.
Поводом для июньской потасовки стал конфликт вокруг одной из работниц фабрики, которую пытались изнасиловать несколько уйгурских рабочих. Инцидент произошел, когда девушка возвращалась с работы в общежитие. На крики несчастной сбежались ее соплеменники-ханьцы, после чего и завязалась драка.
На воскресную акцию протеста, которая проходила на центральной площади города Урумчи, пришло более 400 китайских уйгуров, но вскоре после начала акции полиция потребовала от демонстрантов разойтись, это и послужило поводом для начала беспорядков. Протестующие опрокидывали и поджигали машины, грабили прохожих, кидали в полицейских камни; движение на части улиц Урумчи было заблокировано.
Весь вечер и всю ночь в городе царили беспорядки, лишь ближе к утру полицейским и военным удалось разогнать манифестантов и восстановить в городе порядок.
Официальные власти уже заявили, что виновными в этих беспорядках являются тюркоязычные уйгуры, которыми умело управляли Всемирный уйгурский конгресс и Исламское движение Восточного Туркестана. В свою очередь, протестующие заявляют, что выступили против подавления их права на свободу вероисповедания и за получение от центральной власти больших полномочий.
Стоит отметить, что национальные конфликты в Китае происходят крайне редко. Как уверяют историки, это четвертое национальное выступление в Китае за последние 300 лет. Впрочем, мелкие национальные стычки в провинции Синьцзян происходят довольно часто (последняя была в прошлом году в городе Хотан), главными зачинщиками является исламское уйгурское меньшинство. Основное требование которых — отделение от Китая и создание исламского государства Восточный Туркестан.
Между тем Синьцзян-Уйгурский автономный округ граничит не только с Монголией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, но и с Россией (протяженность границы около 45 км). Ни одной из приграничных стран экспорт революции ни к чему. И нам в том числе.
Комментирует Ольга Митяева, доктор исторических наук
Появление уйгуров в Китае произошло в XVI веке, а уже при царском правительстве в 1871 году сначала на территорию Восточного Туркестана вошли русские войска, а затем началось великое переселение. Восстания уйгуров в Китае происходили практически каждое столетие. И каждое столетие китайские власти эти восстания очень жестоко подавляли. Массовая резня надолго отбивала желание уйгуров на сопротивление.
Дэн Сяопин, как весьма прогрессивный лидер, отправил более 100 тыс. китайцев в США осваивать рыночную экономику. Они выучились и вернулись, получив кроме экономических знаний также знания о демократических основах. Иными словами, они почувствовали, что такое свобода. Поэтому не исключено, что произошедшее в Синьцзян-Уйгурском округе — это очередная «оранжевая революция». То есть не просто хорошо спланированное восстание, но и хорошо оплаченное — если судить по масштабам, размаху и жертвам.
Что будет дальше? Официальные власти уже заявили о полномасштабном расследовании причин восстания и поиске виновных. Скорее всего, зачинщиков найдут и накажут. А как умеют наказывать в Китае, все мы знаем. Достаточно вспомнить площадь Тяньаньмэнь или смертную казнь заместителя мэра Пекина за воровство денег, предназначенных на Олимпиаду.
Комментарии