Доллар = 76,42
Евро = 82,71
О пересмотре границ
ЛГ: Прошел год со дня начала августовской войны в Южной Осетии. В конфликте участвовали Южная Осетия, Абхазия, Россия и Грузия. Сегодня каждая сторона, как пишет российская пресса, по-своему оценивает события годичной давности. Заместитель начальника российского генштаба генерал-полковник Анатолий Наговицын подвел итоги войны и рассказал о ее последствиях. Наговицын обеспокоен подготовкой новой агрессии со стороны Грузии. По его словам, сейчас войска Грузии атаковать Южную Осетию не способны. Но это вопрос времени. Как пишет российская пресса, признав в свое время независимость Косово, Европа открыла «ящик Пандоры».
ПШ: Все-таки зря мы туда влезли. Думаю, надо было как-то иначе, то есть политическими способами решать противоречия.
ЛГ: Непонятно, зря или не зря. Непонятно также, у кого сейчас больше проблем — у нас или у Саакашвили.
ПШ: Саакашвили пусть сам со своими проблемами разбирается, а у нас с тех времен проблем только прибавилось. Мы только тем и занимались последний год, что их решали.
ЛГ: В любом случае мы должны были туда влезть.
ВД: Я в этом споре на стороне Павла. Я думаю, мы еще долго будем расхлебывать последствия августовской войны. И не только войны. Самой большой нашей ошибкой было признание независимости Южной Осетии и Абхазии.
ЛГ: Почему? Чем Косово отличается от Южной Осетии и Абхазии?
ВД: Я не сторонник признания независимости Косово. И не поддерживаю логику — мол, они так сделали, и поэтому нам тоже так можно. Мы же сами критиковали Запад за признание Косово. После чего сделали то же самое.
Вспоминаются потрясающие стихи Александра Галича: «…Отечество в опасности! Наши танки на чужой земле…» Отечество в опасности, когда наши танки на чужой земле. И в моральном смысле, и в политическом. Потому что внутренние последствия для России могут быть опасными. Мы создаем прецедент для наших регионов. Не будем забывать, что Россия — федерация, а не единое унитарное государство.
По данным советской переписи, в 1989 году в Абхазии проживало 525 тысяч человек: из них грузин — 239 тысяч, 93 тысячи — абхазов, русских — 75 тысяч. К 2003 году в Абхазии проживало уже 215 тысяч человек: грузин 45 тысяч (на 200 тысяч меньше, чем в 1989 году), 94 тысячи абхазов (столько же), русских — 23 тысячи (на 50 тысяч меньше).
Вы хотите независимости? Тогда корректно проведите референдум. Верните беженцев. Потому что в Косово другое соотношение населения. В последний раз сербов было больше, чем албанцев в 1871 году. С тех пор цифры все время поднимались в пользу албанцев.
Ситуация не совсем одинаковая не только в историческом смысле. Не будем забывать, в Косово перед объявлением его независимости 15 лет находились международные миротворческие силы. Они не были оккупационными войсками. Россия же фактически выступила в качестве оккупационной силы. Она была миротворцем, и она же спровоцировала отсоединение двух территорий от Грузии.
Так что и с точки зрения международного права там все не так просто. Признание Косово было ошибкой. Это мое глубокое убеждение. Но российское продолжение было дважды ошибкой.
Ни одна страна в мире не поддержала Россию. Ни одна страна в мире не признала Южную Осетию и Абхазию. Даже легендарная Никарагуа не признала. У нас об этом промолчали, но парламент этой страны не ратифицировал решения о признании Южной Осетии и Абхазии.
ЛГ: Косово тоже сразу не признавали.
ВД: Если я не ошибаюсь, сразу 30 стран признали.
ПШ: Есть еще территория, не признанная ни одной страной, — это Кипр. Северный Кипр признается только одной страной — Турцией.
ВД: Вы еще забыли про Нахичеванскую автономную республику.
ЛГ: Этим мы и отличаемся от США? Которые могут влезать туда, куда им выгодно. На днях госпожа Клинтон поехала куда-то в Африку и сказала там одному товарищу, который, видимо, сотрудничает с американцами: «Если что, мы вам поможем войсками».
ВД: Во-первых, пока это только слова. Они и в Ирак влезли. Но это отдельная тема. Я думаю, есть аргументы против влезания американцев в Ирак, но достаточно и «за».
Комментарии