Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Борьба за Москву
ПШ: Поздравляем Бориса Ефимовича Немцова с пятидесятилетием!
ЛГ: С этого мы и начнем тему, завершающую наш видеоблок. Оскорбленная чета Лужковых будет судиться с Борисом Немцовым. Передо мной газета «Новые Известия». Публикация называется «Выйдут к барьеру». О чем идет речь: в конце прошлой недели Лужков и его супруга подали в суд иски о защите чести и достоинства против Бориса Немцова. Поводом послужил доклад «Лужков. Итоги», обнародованный в начале сентября. Ответчик, Борис Ефимович, как ни парадоксально, удовлетворен появлением иска. Градоначальник уверен, что сможет отсудить у него компенсацию. Уже планирует вложить выигранные деньги в подшефную школу. Решили назвать это «Битва за Москву». Может быть, сейчас поговорим о том, что произойдет на московских выборах 11 октября? Как вы относитесь к этой борьбе?
ПШ: Почему вы все так Лужковым недовольны?
ЛГ: Я смотрел передачу товарища Караулова с господином Митрохиным. Как раз речь шла об этой книжечке.
ИЯ: Мне, честно говоря, странно слышать, когда часто говорят, что вот все накинулись на Лужкова. Я не знаю, кто все. По-моему, защитников Лужкова целая армия выстроилась. Особенно накануне выборов. Защищать Юрия Михайловича, отважно встать грудью на его защиту. По-моему, очень много. А людей, которые Лужкова критикуют, — их не очень много, учитывая то, чем это чревато. Их не так уж много.
ПШ: А чем это чревато?
ЛГ: Если выйти на улицы и спросить людей…
ИЯ: Вы даже не представляете, насколько вы правы. Потому что недавно были опубликованы свежие опросы. Людям задавали вопрос как раз в рамках того, что мы сейчас обсуждаем. Вопрос был сформулирован примерно так: «Вот скажите, ходят слухи, что Юрий Михайлович Лужков несколько коррумпирован и дает необоснованно высокие привилегии в бизнесе своей супруге Елене Батуриной».
ЛГ: Как и в независимом экспертном докладе…
ИЯ: «Вы с этим согласны?» — спрашивают граждан. Шестьдесят шесть процентов москвичей ответили утвердительно.
ЛГ: Завидуют.
ИЯ: Шестьдесят шесть процентов москвичей ответили утвердительно. Это очень серьезная цифра. Потому что, когда шестьдесят шесть процентов москвичей считают городскую власть коррумпированной, встает вопрос о ее легитимности.
ПШ: Я помню историю. Я косвенно был причастен немножечко к возвышению одного строителя. Так получилось. Когда я работал еще в «Московской правде», я его продвинул, подтолкнул случайно. И он стал вхож к Лужкову. Не буду его называть. Он строил очень много объектов до тех пор, пока не рухнул дом на одном из его объектов — где-то в районе Мичуринского. Упал какой-то такой здоровый дом. Сложился просто. Этого человека он вышиб просто отовсюду.
Я говорю о другой версии, о другой точке зрения. А кому же доверять, как не собственной жене? Я не говорю о тех миллиардах, которые она заработала. А с другой стороны, этот человек не подведет. Тот человек нарушил какие-то нормы строительные, уговорил Лужкова подписать документ, а здесь другая ситуация.
ЛГ: Все перечисленные объекты в книжке Бориса Ефимовича, они все действуют, довольно хорошо построены, насколько я понимаю. Здесь все это есть.
ПШ: Ничего не упало там?
ЛГ: Упадет, не упадет — это Господь Бог знает.
ИЯ: Речь о другом. Упадет, не упадет. Я не имел ни возможности, ни желания проверять, насколько прочно стоят эти здания. Речь о другом. Речь о том, что нет ни одного мегаполиса в мире, возможно, и города крупного в мире нет, где жена градоначальника имела бы возможность контролировать градостроительный комплекс, хозяйственную деятельность.
ЛГ: Жены такой нет у мэров.
ПШ: Конечно. Была бы такая жена…
ИЯ: Когда за годы руководства городом жена мэра, контролирующего все вышеперечисленное, становится единственным миллиардером журнала Forbs? Тут все, на мой взгляд, настолько шито белыми нитками, что возмущения четы Лужкова — Батуриной докладом Немцова может вызвать разве что улыбку умиления. Знаете, я планировал участвовать в выборах в Московскую городскую думу, которые состоятся 11 октября…
Был снят с выборов. А планировал участвовать в округе Университетском, где действующий городской депутат — спикер Московской городской думы Платонов. Я с ним планировал устроить такую электоральную дуэль, но меня, к сожалению, сняли с выборов в силу ряда надуманных причин. Платонов в этом смысле является одним из главных защитников Лужкова, одним из генералов армии защитников Лужкова. И ему в одном из телевизионных эфиров задали вопрос: «Скажите, господин Платонов, жена Лужкова, работающая в градостроительном комплексе, имеющая бизнес в градостроительном комплексе города, за годы руководства городом своего мужа стала долларовым миллиардером. Вошла в рейтинг Forbs. Вы как думает, чем это объясняется?» Платонов так закатил глаза и говорит: «Ну, мне кажется, случайность». Голубые глаза такие.
Настолько здесь все очевидно и шито белыми нитками. Недавно смотрели дискуссии по поводу роли Лужкова в истории города и страны. Говорят: «Конечно, Лужков не идеален, конечно, в Москве много коррупции. Вот дороги, пробки и так далее. Но вот ты вот не видишь хорошего?»
Есть, наверное, какие-то заслуги у Лужкова, наверное, действительно замечательно, что построили стадион «Лужники», отреставрировали, восстановили храм Христа Спасителя. Но я не турист, я живу в этом городе. «Лужники» с храмом Христа Спасителя меня не удовлетворяют. Я каждый день стою в пробках. Почему я стою в пробках? Потому что в Москве колоссальная стоимость дорог. Просто невероятная. Вот в докладе Немцова есть цифра. Примерная стоимость одного километра строящегося четвертого транспортного кольца сопоставима со стоимостью большого адронного коллайдера.
ЛГ: Строят же.
ИЯ: Но какой ценой? Поэтому и в пробках стоим, что дороги такие дорогие.
ЛГ: Не только поэтому.
ИЯ: Конечно, поэтому.
ЛГ: Не только.
ИЯ: Машин не меньше в Токио, но там это решается.
ЛГ: Потому что там другие развязки. Инфраструктура другая.
ИЯ: Так делайте нормальную инфраструктуру. Не заламывайте цены за дороги. Почему такие дорогие дороги? Да потому, что коррупция проела насквозь Москву. Просто насквозь. Коррупция и бесконтрольность в Москве — это первопричина всего. И высокой стоимости дорог, высоких цен, и высокой стоимости жилья. Пока мы не научимся контролировать своих чиновников, пока мы не отучим их брать взятки, мы будем платить огромные деньги на строительство дорог, на социальные издержки, все это будет продолжаться.
И в этом смысле дуэль Лужкова — Батуриной с Немцовым может стать очень важным прецедентом. Потому что возросший рейтинг недовольства Лужковым я в значительной степени связываю с той кампанией, которую мы сегодня ведем в Москве. Мы распространили уже несколько сотен тысяч экземпляров этого доклада, и есть очень забавный эффект. Хотелось бы сказать, что мы случайно его придумали, но честно... Здесь написано «Лужков. Итоги».
ЛГ: Да.
ИЯ: Наши агитаторы, активисты раздают у метро. И, как правило, берут его люди, лояльно настроенные к Лужкову. Потому что оппозиционеры, люди оппозиционных настроений говорят: «Лужков. Итоги». Да ну. Заберите. Неинтересно мне это читать. Отчет Лужкова». И когда лояльный к московским властям человек это прочитывает, у него появляется другое отношение. Потому что доклад для лояльного к власти человека имеет эффект разорвавшейся бомбы.
Сначала, кстати, была тактика не замечать этот доклад. Когда он только появился, прошла презентация — никаких комментариев, никакой реакции со стороны правоохранительных органов. Но потом, постепенно, реакция становилась все жестче и жестче. И я ожидаю очень серьезного судебного разбирательства.
ЛГ: Люди берут, смотрят, меняют отношение. А потом пойдут и проголосуют так, как надо, как обычно у нас бывает. Жалуйтесь, ребята, на себя. Потому что вы так голосуете.
ИЯ: Проголосуют как обычно, вы правы. Но, как видите, у нас и выборов нет.
ЛГ: Так не ходите тогда на выборы.
ИЯ: Кто-то не пойдет…
ЛГ: Большинство, мне кажется, не пойдет.
ИЯ: Большинство не будет принимать участия. Потому что уровень доверия к этим выборам, к самой системе выборов очень низкий. Просто колоссально низкий. И окончательно все с этими выборами стало понятно, когда с выборов были сняты все до одного критики Лужкова. Все, кто выступал с критических позиций к московским властям, — никто из них не был допущен.
ЛГ: Сейчас президент говорил, что, если будете снимать оппозиционеров, голову оторву. Я перефразировал, конечно.
ИЯ: Договорились. Суд в итоге закрепил решение о снятии оппозиционных кандидатов — видимо, как-то договорились. Это очень показательно. Там предъявляли претензии, что как-то подписи не так собрали, что много нарушений в сборе подписей. Все это имело бы смысл, если бы хоть кого-то из оппозиционеров оставили, но когда снимают всех…
Тотально зачищают политическое поле, не разбирая, системная оппозиция или не системная. Кандидаты от «Солидарности» и других так называемых несистемных организаций были сняты — например, представители партии «Правое дело». Вполне кремлевская партия, которая была создана в сотрудничестве с Администрацией Президента. Но люди критиковали Лужкова. Это стало для них приговором. Из списка «Справедливой России» была исключена Галина Хованская.
ПШ: Да.
ИЯ: Одна из немногих людей, которая какую-то пользу может принести москвичам даже в условиях нынешней Думы. Она была исключена из списка «Справедливой России», потому что у нее давний конфликт с Лужковым. Лужков подавал на нее в суд в свое время.
Поэтому говорить о каком-то серьезном отношении к этим выборам не приходится. Вообще, в условиях тоталитарной системы невозможно замерить рейтинг доверия к власти. У КПСС в конце восьмидесятых годов рейтинги были почти сто процентов. У Саддама Хусейна рейтинги были почти сто процентов, у лидера Северной Кореи рейтинги почти сто процентов. Но как только тоталитарный режим рушится, выясняется, что рейтинги-то дутые. Поэтому давайте немножко подождем. Я думаю, что скоро мы узнаем, какой реальный рейтинг у Лужкова, Медведева, Путина.
МОЛОДЕЖЬ — ЗА ПУТИНА!!! МОЛОДЕЖЬ — ЗА ПУТИНА!!! МОЛОДЕЖЬ — ЗА ПУТИНА!!! МОЛОДЕЖЬ — ЗА ПУТИНА!!! МОЛОДЕЖЬ — ЗА ПУТИНА!!! МОЛОДЕЖЬ — ЗА ПУТИНА!!! МОЛОДЕЖЬ — ЗА ПУТИНА!!! МОЛОДЕЖЬ — ЗА ПУТИНА!!! МОЛОДЕЖЬ — ЗА ПУТИНА!!! МОЛОДЕЖЬ — ЗА ПУТИНА!!! МОЛОДЕЖЬ — ЗА ПУТИНА!!! МОЛОДЕЖЬ — ЗА ПУТИНА!!!