Доллар = 76,42
Евро = 82,71
В кризис нельзя повышать налоги
Лев Гулько: Мы, как всегда, подводим итоги. 18 ноября по рекомендации, поступившей из Администрации президента, Совет Федерации решил отклонить поправку к Налоговому кодексу, предусматривающую двукратный рост базовых ставок транспортного налога. Действительно, все газеты отмечают, что сделано это было по рекомендации, а самим думцам то ли смелости не хватило, то ли духу. Все задаются вопросом: «Это сила власти или ее слабость?» Кто победил — народ или власть?
Павел Шипилин: Владимир, скажите, у вас машина есть?
Владимир Рыжков: Да.
ПШ: Давит сильно налог?
ВР: Не то чтобы сильно. Но я считаю, что «Единая Россия» — это наша гордость. Это первое, что я хочу заявить во всеуслышание. Потому что только «Единая Россия» может так проголосовать: сначала 313 голосов «за», а через три дня — 313 «против». То есть такой степени эффективности партии надо поискать. Вот КПСС медленнее работала.
ПШ: 313 голосов она бы не набрала.
ВР: 313 «за». «Мы за транспортный налог!» — кричит «Единая Россия»». Потом ей звонят из Кремля и говорят: мол, вы теперь «против». И те же 313 говорят, что так мы же с самого начала были «против». Разве не гордость?
ЛГ: Разве не к народному мнению она прислушалась? Народ вышел и сказал: «Вы обалдели, что ли, совсем?»
ВР: Это правильно. Кстати говоря, хороший пример. Все-таки большинство людей считает, что от нас ничего не зависит. Глупость это.
Я могу десятки примеров привести, когда даже малейшие акции протеста приводили к результату. Первый пример, Олег Щербинский, которого обвиняли в гибели Евдокимова. Автомобилисты вышли. Мужик работает, с семьей, а хотели посадить ни за что. Второй пример — Байкальский нефтепровод по кромке воды. Десять тысяч вышло в Иркутске, и все — отнесли его на тысячу километров на север. И таких примеров море. Поэтому это хороший пример.
Что касается нашей власти, то история с этим налогом — это свидетельство и слабости, и тупости нашей власти. Слабость — понятно почему. То есть внесли, испугались — отозвали. Только слабая власть так делает. Сильная власть так не работает.
А тупость заключается вот в чем: сейчас идет кризис, все правительства без исключения снижают налоги или дают налоговые льготы. Все. Причем я даже Америку в пример не буду приводить: там огромные налоговые льготы дают, чтобы стимулировать спрос. Европа — то же самое. В Китае три тысячи лет существовал налог на крестьян. В прошлом году его отменили. Вообще. То есть сегодня в Китае крестьяне не платят налоги.
Логика всех правительств везде одинакова. У людей есть доход. Налог — это изъятие из этого дохода. Для того чтобы выйти из кризиса, нужно стимулировать спрос. Чтобы люди покупали больше. Значит, надо сокращать изъятие из дохода. Везде, во всем мире, сокращают налоги во время кризиса.
Единственная страна в мире… Опять мы можем гордиться. Вот мы гордимся «Единой Россией», а мы должны гордиться страной. Потому что мы — уникальная страна. Весь мир снижает налоги, а мы повышаем налоги. Весь мир снижает тарифы естественных монополий, мы повышаем тарифы естественных монополий. Весь мир оставляет доходы у граждан, а мы их изымаем. Весь мир стимулирует спрос, а мы сокращаем спрос.
ПШ: То есть мы себя ведем так, как будто кризиса никакого нет?
ВР: Нет. Мы себя ведем по-русски. У нас особый путь. Мы не стимулируем спрос — мы сокращаем спрос. И таким путем стараемся выйти из кризиса. Если говорить содержательно об этой истории, то это говорит об отсутствии какой бы то ни было логики у нашего правительства.
Вот я им хочу задать простой вопрос: «Ребята, у нас в чем экономическая политика заключается — в стимулировании спроса или в ограничении спроса? Мы из кризиса выходим, оставляя больше денег людям, чтобы они больше покупали, или мы у них отбираем деньги и отдаем их Дерипаске?» То есть в чем приоритеты антикризисной политики? У меня пока складывается впечатление, что политика у нас такая — изъять у народа и помочь Дерипаске.
ЛГ: А Дерипаска не человек, что ли?
ВР: Тоже человек. Но хочется не только ему помочь. У нас 12 процентов безработных. Как-то хочется и о них подумать.
ПШ: А у вас есть возможность такие вопросы задавать власти?
ВР: Ну конечно, есть. Вот буквально завтра мы в «Горбачев-фонде» под председательством Михаила Сергеевича проводим большую конференцию. Как раз антикризисную. Где буду я выступать, Сергей Алексашенко, Игорь Юргенс. Мы будем обсуждать все аспекты кризиса, опубликуем меморандум с предложениями и пошлем, конечно, властям.
Но что интересно: мы год назад проводили такую же конференцию в октябре по кризису. Выработали 12 принципов антикризисной политики. Я вчера сел и проанализировал, что из этого сделано. Ноль. То есть мы там пишем: «Активная монопольная политика» — выполнено ноль. «Снижение налогов» — повышение вместо этого. «Прозрачность монополий» — ноль. «Стимулирование конечного спроса» — ноль. «Прозрачность антикризисной политики: куда идут деньги и кому идут деньги» — ноль. И так далее. То есть общественность, профессионалы-экономисты предлагают очевидные вещи, которые лежат на поверхности, которые делаются во всем мире. Ноль!
ПШ: А может быть, не так было. Может, ваше письмо шло, шло, пока оно не дошло. И налог приняли. А потом прочитали ваши рекомендации и отменили.
ВР: Что-то долго шло.
ПШ: А что делать?
ВР: По Москве неделю ходят письма.
ЛГ: Я скажу, что есть третья версия, которую я сегодня прочел в издании. Это все игра.
ВР: С чем? С налогом?
ЛГ: Конечно.
ВР: А в чем игра?
ЛГ: В том, что никто ничего не хотел. Просто подбросили идею повышения налога, а потом сами же отменили. То есть власть хорошая.
ВР: Нет, нет!
ЛГ: Власть хорошая!
ВР: Нет! Друзья мои, давайте, как призывал нас Маркс, стоять на почве фактов. Если стоять на почве фактов, мы видим, что принят только что сегодня бюджет на 2010 год. Дырка — три триллиона рублей. Дырка между доходами и расходами. То есть дефицит следующего года округляем — три триллиона рублей. Это (грубо) сто миллиардов долларов.
Перед Минфином задача, как эту дырку закрыть. Они повышают. Они ведь не только транспортный налог повышают. Вы посмотрите, все акцизы повышены. Причем на пиво повышены в разы, на водку повышены на десять процентов, плюс нам предстоит с вами еще узнать, насколько у нас подорожают газ, электричество, железнодорожные перевозки и дальняя связь.
То есть идет общее повышение тарифов, идет общее повышение акцизов. И под эту дудку они хотели еще поднять транспортный налог и здесь изъять. И только из-за того, что сегмент общества возмутился — автомобилисты, конкретно, — они отыграли назад. Если бы этого не было, они бы точно это сделали. И это уже было посчитано и заложено. Я просто знаю. Это было заложено в доходную базу бюджета. Сейчас они отыграли назад и дырку закроют из резервов. Вот и все. Никакой игры здесь нет.
ЛГ: Дальше кто-то должен возмутиться: курильщики, потребители пива.
ВР: Товарищи потребители пива, вы должны въехать, что банка «Балтики-7» будет стоить не 35 рублей, а 70.
ЛГ: Ну и хрен с ней.
ВР: Я — «за». Но просто это все делается втихую. А это обнаружится в январе, когда народ со «свежей головой» выйдет после праздника — попить пивка для рывка. Он обнаружит, что все это резко подорожало. Так что это логика. Российское правительство повышает налоги, демонстрируя суверенность. Потому что остальные правительства понижают.
зашкаливает по всем параметрам.
Недаром говорят: Бог шельму метит!
- Григорий Чекалин.
анекдот в том, что доп деньги с повышаемого акциза обещал минфин регионам взамен провалов в финансировании из Москвы.
Это одной рукой, рукой Кудрина. А другой — рукой Зубкова центр объявляет войну пиву, забрал у регионов право наконтролировать рынок крепкого алкоголя . Повысив акциз на водку только на 10% в сравнении с пивом на 200 центр заставляет регионы стимулировать потребление и пива и алкоголя, иначе регионы обещанных 65 млрд не получат. Большой привет, медвед :) всей антиалкогольной кампвании.
От всей души желаю Вам, Владимир, стать президентом. По-моему,
это было бы спасением для моей палачами и ничтожествами
уничтожаемой и расхищаемой Родины.