Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Российское общество изменилось
Из тоталитаризма скакнуть в демократическое общество невозможно. Несколько поколений проходит. Поэтому из тоталитарного социума прийти к демократическому чрезвычайно сложно.
Это реальный риск для граждан — выразить протест. Вообще не согласиться. Не говоря уже о том, чтобы организовать демонстрацию и выйти на публичный митинг. И тем не менее несогласие звучит, тексты публикуются, люди на демонстрации выходят, не боятся давления. И количество этих людей растет.
И количество поводов растет. Действительно, власть постоянно подкидывает самые бессовестные и возмутительные поводы для этого, начиная со смерти Магницкого в тюрьме или откровения милиционера Дымовского. Но опять же — это ведь не вопли вопиющего в пустыне.
На каждый такой информационный прорыв следует довольно бурная общественная реакция. Да, больше возможности в блогах, больше возможностей в Интернете, но не только. Эти вещи открыто обсуждаются в прессе, в университетских аудиториях, в школах, в очередях. Да, общество разленилось. Оно все еще подавлено, оно все еще не свободно. Но в нем нет единодушия и аплодирования власти. И зависимости от власти уже нет. Есть дифференциация.
Идет мозаичная структура. Она начинает структурировать вокруг заявленных проблем, и возникают совершенно явные кливеджи. Вот важное такое научное слово. Это разлом. Значит, не просто ты за Путина или ты за Медведева. А кто виноват в происшедшем с «Невским экспрессом»? Кто виноват в случившемся на Саяно-Шушенской ГЭС? И так далее.
То есть нет уже примитивного осмысления проблем. И даже если просто почитать реакцию, которая происходит на все техногенные катастрофы, уже общественное сознание гораздо более зрелое. Никто не соглашается с позицией поиска стрелочника, которого назначат виновным за ту или иную техногенную катастрофу.
Люди довольно внятно и серьезно размышляют о том, что буксует система управления, не организована система защиты, не работают государственные институты, которые обязаны обеспечивать безопасность. И это не аналитики говорят и не политологи. Это говорят совершенно рядовые граждане.
То есть мы наблюдаем чрезвычайный рост общественного сознания. Да, через болезненные, через драматические проблемы, но он идет. Это факт. Куда он развернется, сможет ли общество консолидироваться для осмысленного политического процесса? Может быть, и нет. Но, возможно, будут другие способы. Потому что лишение действующего режима его легитимности — это чрезвычайно болезненный для режима результат. Он постепенно накапливается. Во что он выльется, пока не понятно. Важно, что процесс идет, и общество не молчит. Оно не бездействует. И это принципиальное отличие от общества советского.
Мое — нет, необходимо провести ревизию конституции и всех основных законов с фокусом на повальную коррупцию и беззаконие, личность первична, государство — вторично. Если личности плохо — то такое государство не нужно, его нужно трансформировать или демонтировать (что в принципе происходит естественным путем, например развал СССР).