Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Не надо драться с ОМОНом
Я категорически возражаю против того, чтобы давать сдачи милиционеру. Это бессмысленно. Те, кто к этому призывают, безответственные, на мой взгляд. Потому что милиционер вооружен. У него не только дубинка, у него есть табельное оружие. И против танков, и против спецназа, и против ОМОНа бутылками кидаться — смешно и безответственно.
То, что вы называете законными способами борьбы с властью, — это не дать сдачи. Это легитимные способы демократического участия. Это отказ поддерживать власть каждый раз, когда она просит. В этом консолидация нужна. Поддержка гражданских конкретных инициатив, участие в гражданских движениях. Совершенно не надо драться ни с ОМОНом, ни с милицией. Не надо к этому призывать все время.
Мне кажется, что это громадная ошибка действующих аналитиков и политологов, которые говорят: «Давайте же действовать». А действовать — это что? Камень — оружие пролетариата? Я категорически против этого. Ни камня и никакого здесь оружия не надо. Главное оружие — это понимание и осмысление тех институтов, которые есть. И дело не в том, что мы говорим и ничего не делаем.
Гражданское общество чрезвычайно активно. Только что прошло триста кампаний гражданского действия. И эти кампании продолжаются. Надо их изучать. Надо пропагандировать опыт гражданского действия. И распространять его. Мирный и абсолютно социально ориентированный, который властями давится и глушится.
Например, помогать людям в своем подъезде, поддерживать инициативы молодежных, пенсионерских, инициатив мигрантов или предпринимателей. Проблема в том, что их так много, что все перечислить невозможно. Если сосредоточится на двух—трех случаях, то кажется, что это — единичный пример. И вот в этом главная проблема. В том, что у нас нет системы продвижения, пропаганды успешных опытов гражданского действия. Вот этим надо заниматься.
И отвечая на вопрос «что делать?», надо продвигать и пропагандировать успешный опыт гражданского действия. И вот когда все будут об этом знать…
Здесь Сережа Андреев в зале. Здесь три десятка региональных активистов, которые не дискутируют. А если дискутируют, то договариваются, кто делает и что. Когда мы говорим, что от разговоров надо перейти к действию, то это не значит, что политологи из российских университетов побегут на баррикады. Это неправильно.
Во-первых, гражданское общество уже действует. Дело в том, что политологи часто не в курсе, что в гражданском обществе происходит. Они часто не знают. Поэтому задача прессы, независимых аналитиков, саммитов, отдать свои страницы и свои информационные ресурсы под продвижение действующих гражданских инициатив.
Мое — нет, необходимо провести ревизию конституции и всех основных законов с фокусом на повальную коррупцию и беззаконие, личность первична, государство — вторично. Если личности плохо — то такое государство не нужно, его нужно трансформировать или демонтировать (что в принципе происходит естественным путем, например развал СССР).