Виктор Илюхин, депутат Государственной думы
К сожалению, главное событие ушедшего года было отрицательным — экономический кризис, поразивший всю страну. Он определил многое как в настроении, так и в поступках простых людей и политиков.
Мне всегда не хватало времени. Я хочу пожелать себе и всем россиянам иметь больше свободного времени. Чтобы в 2010 году нашлось время почитать книги, заняться научной работой. К сожалению, в 2009 году на это у меня времени почти не было.
Сергей Пашин, эксперт Независимого экспертно-правового совета
Нельзя сказать, что в стране в течение прошлого года доминировали какие-то положительные или отрицательные тенденции. Очень огорчает, что с 2009 года нет суда присяжных по целому ряду дел о терроризме и преступлениях против государства. Но есть позитивные сдвиги в законодательстве о наблюдательных комиссиях за местами принудительного содержания граждан.
Законодательство развивается противоречиво. Год в этом плане оказался смутным.
Летом в законодательство была введена так называемая сделка с правосудием, которая пока распространена не слишком широко. Предполагаю, что в 2010 году это явление будет развиваться интенсивнее.
Недавно в Федеральной службе исполнения наказаний сменилось руководство. Стали слышны возгласы, что грядут послабления содержания и уменьшения количества заключенных. Остается на это только надеяться. Практика показывает, что как только на высокую должность приходит новый человек, начинается бурная деятельность, впоследствии спадающая.
То же самое происходит и с законодательством: вводится новая норма — количество лишений свободы уменьшается, — а потом идет откат. И это мы в России наблюдаем постоянно: проводятся различные амнистии, количество зеков уменьшается, а потом снова начинает приближаться к миллиону. Этакий маятник.
В нынешнем году должно начать действовать законодательство, связанное с прозрачностью судов. Следует ожидать некоторых улучшений в этом направлении. Но никаких революционных шагов и изменений ждать не стоит.
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы
Лично для меня самым страшным событием прошлого года стало убийство чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой. Об этом убийстве сказано было очень много на самых разных уровнях власти, но убийца до сих пор не найден.
Не знаю, что принесет нам новый год. Я буду продолжать бороться за соблюдение 31-й статьи Конституции РФ о проведении митингов и демонстраций. Эта статья в России грубо нарушается.
Кроме того, буду добиваться гуманизации пенитенциарной системы в России, а также прекращения рейдерства и захвата собственности с помощью прокуратуры и других силовых ведомств.
Вот такие у меня планы на 2010 год. Очень хочется надеяться, что это не только мои планы, но всего российского народа.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
Главным событием 2009 года стала трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС. Она в очередной раз доказала, что экономический запас прочности, заложенный в годы СССР, подходит к концу. Стране крайне необходима корректировка — не только политическая, но и экономическая.
Хочется верить, что следующий год станет последним годом загнивания России, что в стране найдутся люди, которые смогут разбудить страну. У нас, как известно, очень медленно запрягают, но очень быстро едут. Надеюсь, мы перестанем топтаться на месте и поедем вперед.
Кирилл Фролов, заместитель директора Института стран СНГ
Из событий ушедшего года, повлиявших на ситуацию в России и на постсоветское пространство в целом, особо хотелось бы отметить избрание Патриархом Московским и всея Руси Кирилла.
Патриарх Кирилл провозгласил главными принципами патриаршей политики активное православное миссионерство, воссоздание «Русского мира», привлечение в церковь молодежи и активных людей.
Новый глава Русской православной церкви начал активно собирать «Русский мир», посетив его самые проблемные точки — Украину и Белоруссию. Визит Патриарха нанес мощный удар по центробежным тенденциям в этих регионах, изменив ход истории.
Основным событием в ближнем зарубежье остается предвыборная кампания на Украине. Можно говорить о крахе «оранжевой» идеи, ведь даже такой пробендеровский кандидат, как Юлия Тимошенко, пытается заигрывать с Россией.
На сегодняшний день лидером предвыборной гонки является Виктор Янукович, чья «Партия Регионов» — партнер российской «Единой России». Но ожидать, что новый президент, кем бы он ни был, будет проводить однозначно пророссийскую политику, конечно, нельзя. В первую очередь будут отстаиваться интересы Украины.
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России
В ушедшем году ситуация резко изменилась: президент не только заметил проблемы общества, но и вступил в контакт с этим обществом. Очень хочется надеяться, что скоро появятся плоды этой совместной деятельности.
Бюрократизм, взяточничество, кумовство — эти, казалось бы, безобидные шалости, как выяснилось, ведут к тяжелейшим последствиям на уровне государства. Трагедий на Саяно-Шушенской ГЭС и в Перми можно было бы избежать, если бы кумовство и взяточничество не было у нас возведено в ранг государственных привилегий.
Вадим Прохоров, адвокат
Если говорить о значимых событиях для страны в целом, влияющих на политическое поле, то к ним относится череда катастроф, постигших Россию: страшная авария на Саяно-Шушенской ГЭС, пожар в Перми, постоянные неудачи с пуском «Булавы», которую скандинавы уже принимают за НЛО.
Череда катастроф подтверждает, что технологическая отсталость страны страшная. Все это происходит на фоне вялых разговоров о модернизации, которые ничего за собой не имеют и ничего не могут дать в условиях отсутствия изменений в политической системе.
И чем дальше, тем больше будет становиться очевидной эта технологическая отсталость. Потому что шила в мешке не утаишь. Можно вычистить политическое поле, не давать развиваться реальной оппозиции. Но катастрофы спрятать не получится. Здесь общество начинает видеть то, что реально происходит.
С другой стороны, очевидно, что результатов у объявленной борьбы с коррупцией нет. Ее уровень по-прежнему невероятно высок. Это видно на примере Москвы, деятельности мэра и его супруги. Кто-то может назвать более мелкого чиновника — например, начальника ЖЭКа.
Коррупция тотальная. Люди из Северо-Западного региона России устроились в центре страны, активно качают нефть, продают ее. Все это происходит под разговоры об укреплении вертикали власти и «вставания с колен». Только почему-то с колен встали только они, а не все граждане России.
В 2009 году наблюдалась дальнейшая деградация избирательного законодательства и практики его применения. Многие не обратили на это должного внимания, но в стране практически отменили прямые выборы мэров городов и глав местного самоуправления. Это говорит о дальнейшем отчуждении граждан от власти. Шаг за шагом мы возвращаемся в ту ситуацию, когда от народа ничего не зависит.
Видно, что взгляд президента страны отличается от взгляда премьера. Но больше в каких-то деталях типа: нужно проводить внедрение 3G или не нужно?
В наступающем году деградация избирательного законодательства продолжится. Нас ждут катастрофы. В России, к сожалению, всегда есть куда хуже.
Алексей Кондауров, член президиума Национальной ассамблеи России
Главным событием минувшего года стал второй судебный процесс над Михаилом Ходорковским. К сожалению, это событие со знаком минус. От того, как он завершится, будет зависеть направление движения страны. Можно будет определить вектор действий наших политиков в ближайшее десятилетие.
В новом году я жду перемен. Все мы ждем перемен. И прежде всего политических. А будут они революционные или эволюционные — второй вопрос. Честно говоря, чего не хочется, так это крови. Поэтому я за эволюционные перемены в нашей политике.
Ходорковского к сожалению посадят повторно
перемен не будет, двухглавый гибрит будет править ещё долго,
а Вы так и будете шептаться на кухни, как в застойные времена