Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Выборы на Украине: окно в Европу или в Россию?
ЛГ: Давайте поговорим о наших соседях и даже практически братьях двоюродных. Украина, как пишет иностранная пресса вслед за российской, переросла антироссийский негативизм. О чем идет речь? О том, что Ющенко в ходе предвыборной гонки играет роль кандидата-неудачника. Победу на президентских выборах собирается праздновать Виктор Янукович, пишет мировая пресса. В интервью лидер «Партии регионов» говорит, что большая часть украинцев из-за общей истории чувствует себя ближе к России, чем к Европе, хотя с надеждой смотрит на европейскую перспективу с сохранением нейтрального статуса государства. Это Wall Street Journal пишет. А вот Globe and Mail: «Эксперимент по европеизации, по-видимому, разочаровал украинцев, — считает издание. — Попытки вступить в НАТО оказались бесплодными, зато разозлили Россию, а инвестиции если и поступают, то ненадолго. Евросоюз фактически бросил Украину на произвол судьбы». В общем, поигрались, и хватит.
ПШ: Все опросы вроде бы предрекают победу Януковича. Но, честно говоря, я его уже вообще перестал воспринимать. И еще есть версия, что если два кандидата — Виктор Янукович и Юлия Тимошенко — все-таки перегрызутся перед вторым туром, то победу одержит действующий президент. Имеется в виду, не одержит победу на выборах, а если будет какое-то чрезвычайное положение, склоки…
ЛГ: У него уже нет сил руководить.
Лев Гудков: Я не думаю, что будет введено чрезвычайное положение. Опросы, причем проведенные разными службами, — только не российскими и не Януковича, а более независимыми и авторитетными украинскими службами, — показывают примерно такую расстановку: где-то 29—33 процента в пользу Януковича в первом туре. Около 15 процентов — Тимошенко.
ПШ: А во втором?
Лев Гудков: Вот! А во втором ситуация свершено неопределенная, потому что совершенно непонятная. А дальше как расклад... Явно совершенно, что Тимошенко подберет ющенковский электорат. И других партий. И здесь ситуация может выровняться. Она очень проблематичная. Я довольно спокойно смотрю на ситуацию на Украине. Важно, чтобы там определились, сложились правила игры. Вне зависимости от того, кто победит. И есть система контроля над выборами. Честными.
ЛГ: А, простите, кто контролирует там?
Лев Гудков: Само общество.
ПШ: Грузин пригласили.
ЛГ: Смотрите, украинские избиратели продают свои голоса через Интернет и в честные выборы не верят. Какой контроль?
Лев Гудков: Общественность.
ЛГ: Которая голоса свои продает?
Лев Гудков: Нет. Это все-таки копейки. Есть, конечно, какой-то процент фальсификаций. Я в это не верю, честно вам скажу. Были фальсификации с голосованием на домах на востоке. Было давление на западе. Но факт остается фактом: общественное внимание заставляет перепроверять и контролировать эту процедуру. И объем фальсификаций по сравнению с нашим совершенно несопоставим.
ПШ: То есть если вернуться к прежней теме, то Украина все-таки свободная страна по сравнению с Россией.
Лев Гудков: По крайней мере после скандалов 2004 года они установили гораздо более жесткий общественный и судебный контроль над этими процедурами.
ЛГ: А изменилось отношение российского народа к Украине?
Лев Гудков: Изменилось. Оно стало гораздо хуже. У нас здесь симметрично.
ПШ: А причина? Вы исследовали или вы просто констатируете?
Лев Гудков: Конечно, исследовали. Это мощная антиукраинская пропаганда.
ПШ: Опять средства массовой информации?
Лев Гудков: Конечно. И политика нагнетания того, что Украина, присоединившись к НАТО и в отдаленной перспективе к Евросоюзу, станет источником опасности или угрозы для России. Это угроза для Кремля, а не для населения. Но тем не менее эффект такой систематической антиукраинской информации сказывается.
Кстати говоря, сами украинцы относятся к русским и к самой России гораздо лучше. 68 процентов с большой симпатией и одобрением. Там не работает эта антироссийская пропаганда.
ПШ: По вашему мнению, по вашим оценкам, кто все-таки будет президентом?
Лев Гудков: Не знаю.
ПШ: Кого бы вы хотели видеть?
Лев Гудков: Вы знаете, мне не нравится ни один из кандидатов.
ПШ: Есть «Против всех».
Лев Гудков: Не всегда бывает так, что резкие социальные переломы выносят достойных людей. Социальный слом — довольно мутное состояние. И люди, к сожалению, выходят наверх не самые лучшие. Популисты и прочее.
ЛГ: Еще одна цитата: «Кремль не симпатизирует Ющенко. Однако в отличие от 2004 года проводит политику невмешательства в выборы», — считает один из корреспондентов издания.
Лев Гудков: Это не совсем так.
ПШ: А как?
Лев Гудков: Работают пиарщики, конечно, и политтехнологи.
ПШ: А на чьей стороне?
Лев Гудков: Януковича.
ПШ: А, Януковича!
Лев Гудков: Отчасти. Там две команды. Отчасти на Януковича, отчасти на Тимошенко.
ЛГ: Деньги разделились.
Лев Гудков: Да. Потому что…
ПШ: А может, удвоились?
ЛГ: Может, удвоились.
Лев Гудков: Как я понимаю, проведены соответствующие переговоры с той и с другой стороной. И в этом смысле ставка сделана на обоих.
ЛГ: А скажите, пожалуйста, Соединенные Штаты Америки работают на Украине? Или мы договорились с ними?
ПШ: Это всех беспокоит. Главный вопрос.
Лев Гудков: Я думаю, в какой-то степени, конечно, работают. Поддерживают гражданские структуры и прочее. Но это раздуто до масштабов национальной угрозы и очень сильно демонизировано и мифологизировано.
ПШ: Нет, ну то, как к американскому послу министры ходили, — это же факт.
Лев Гудков: Ходили.
ПШ: Сейчас вроде бы не ходят.
Лев Гудков: Может быть, и не ходят. Важно не кто победит. Важно, чтобы сложились институты, которые работают. Выберут Януковича, он проработает, на следующих выборах, он проиграет…
ПШ: Конечно.
ЛГ: Кстати не факт, что Янукович как-то повернется лицом к России.
Лев Гудков: В том-то и дело.
ПШ: А Тимошенко отвернется.
Лев Гудков: Абсолютно. Важен процедурный порядок. Чтобы он установился. И это признак работающей демократии, а не персонажи.
ЛГ: Тогда последний вопрос. Он стоит в заголовке нашего отрезочка. Выборы на Украине — окно в Европу или в Россию?
Лев Гудков: Украина, как мне кажется, очень медленно и с большим трудом движется в сторону Европы. И для России, я считаю, это положительный пример. Без всякого сомнения. Может быть, если Украина быстро европеизируется, это окажет какое-то влияние и на нас. Потому что хуже всего — усиление того враждебного пояса по нашим границам. Превращение страны опять в закрытую крепость, закрытое общество со всеми врагами — это, мне кажется, хуже всего.
Комментарии