На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

22 ноября 2024

Общество

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Особое видео: RESET. ПЕРЕЗАГРУЗКА

Григорий ИВЛИЕВ,

депутат Государственной думы («Единая Россия»)

ИНТЕРНЕТ ВМЕСТО МАМЫ И ПАПЫ

Ведут передачу Лев Гулько, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», и Павел Шипилин, шеф-редактор «Особой буквы».
ИНТЕРНЕТ ВМЕСТО МАМЫ И ПАПЫ 24 февраля 2010
В последние годы в России не раз предпринимались попытки создать некий орган цензуры в сфере культуры, который бы осуществлял нравственный надзор за всем обществом. Вместо того чтобы внедрять в общественное сознание критическое отношение к дешевым фильмам, плохим книгам, некачественным программам на радио и телевидении.

Бизнес и культура (ч. 2)

ГИ: Который содержит такие учреждения. Такие театры тоже есть. Но самое главное, что мы должны создать механизм, когда искусство профессиональное получает средства от общества. Общество в любом случае должно заплатить за билетную культуру. Это средство. Либо это делает государство с использованием государственных средств, либо мы создаем потребность в обществе в культурных благах, которые получают в театрах или других учреждениях культуры. Люди туда идут и платят за представления или за ту или иную форму художественного произведения.

Для государства это основная функция деятельности. Помните про социальное государство, которое должно создать достойный образ жизни для своих граждан. Но, к сожалению, у нас в силу нашей ограниченности в средствах социальное государство понимается как образование, пособие с пенсиями и здравоохранение. А то, что культура и получение культурных благ — это как раз определяет достойный образ жизни… Можно быть, извините, как в одном произведении говорили, свиньей, имея достаточно материальных благ, а культурные блага, которые представляются, — они как раз делают жизнь каждого человека достойной.

Поэтому для нас важно, что государственная поддержка культуры — это функция. Но не менее и, может быть, более важно, чтобы финансирование культуры шло с помощью социально ответственного бизнеса, с помощью общества, когда общество оплачивает эту функцию. Тогда идет более эффективное освоение этих средств. Потребности культурные больше совпадают с предложением, которое дается. Когда не государство определяет, что этот театр должен быть, а вот этот театр мы не знаем и будем поддерживать его в меньшей степени, а общество, публика…

И вот эта система — создание социально ориентированных, некоммерческих организаций — как раз и позволяет направить нам средства по их естественному пути. По естественному пути, не создавая каких-то бюрократических и коррупционных механизмов.

ЛГ: Они же должны отчитываться, насколько я понимаю, эти самые некоммерческие организации? Ну, например, какой-нибудь театральный музей Бахрушина? Это же тоже некоммерческая организация? И, наверное, она не получает большого количества денег от посетителей?

ГИ: Государство должно поддерживать в той степени, в которой необходимо для сохранения фондов музея, для научной работы и для обеспечения предоставления фондов музея обществу. Полностью должно поддерживать. Но источником может быть прямое бюджетное финансирование, а может быть создан механизм, который позволяет своей деятельностью музею получать достаточно большие средства.

ЛГ: То есть им надо предоставить право устраивать выставки, выставлять свои запасники за рубеж? И таким образом зарабатывать деньги?

ГИ: Конечно. Такая свобода. Но она должна быть канонизирована. Мы не просто должны сказать: мол, дали вам возможность — вы и зарабатывайте. А мы говорим: вот все, что сверх вы заработаете, — оно ваше. Вы должны сами использовать то богатство, которое у вас есть. Это касается и проведения выставок и мероприятий, и использования площадей, и рекламы даже. Потому что те ценности, которые хранятся в любом музее, могут обеспечить любые рекламные возможности наших социально ответственных бизнесменов.

Но это не должно быть тем примитивом, который есть сейчас. Когда на Библиотеку имени Ленина поставили Samsung и собирают с этой конструкции деньги. Хотя, может быть, фотографии дома Пашкова, права на которые можно передать этому Samsung, и где он будет свою продукцию на фоне прекрасного здания пускать... Можно получить больше.

Поэтому мы и говорим, что возможности, которые есть у учреждений культуры, должны быть вписаны в современный экономический механизм. Но не диктатом министра или диктатом кого-то, а понимаем этих механизмов, включением их в нашу современную экономику. Именно поэтому правительство внесло еще один законопроект, который называется «О бюджете муниципальных и государственных учреждений», где создаются бюджетные учреждения нового типа. Они предполагают, что не только автономные учреждения у нас в сфере культуры, здравоохранения и образования, но будут бюджетные учреждения, которые будут действовать по схеме автономных учреждений. Предполагается, что будет государственное задание, субсидирование деятельности. Будут выделяться средства на оказание услуг, которые указаны в уставе этого учреждения, и будут поставлены некие требования к результату. Сколько больных нужно принять, сколько вылечить. Как это все сделать в сфере культуры? Это все гораздо сложнее.

ЛГ: Конечно.

ГИ: Поэтому мы говорим, что субсидирование сферы культуры должно быть не просто субсидированием услуги. Даже само понятие услуги к культуре не очень подходит. А мы говорим: давайте оценим, сколько нам нужно этих субсидий для сохранения музейного фонда, библиотечного фонда, архивного фонда. Сколько нам нужно для того, чтобы отреставрировать или отремонтировать здание, в котором находятся они. Инвестиционную работу провести. И вместиться в эту текущую деятельность, которая подле каждого учреждения существует. Зарплату, коммунальные услуги и другие. Если мы правильно сможем распределить эту субсидию, где субсидия оценивается как вложение, приносящее какой-то результат видимый — количество посетителей музея, — и на ту деятельность, которая требует более сложной оценки, более эффективной оценки. Как этот музей работает с фондами? Как он их сохраняет? Насколько фонды сейчас включены в информационное пространство с помощью новых информационных технологий?

То есть оценка учреждения культуры при переходе к новому виду бюджетных учреждений более сложная. И здесь, конечно, мы должны очень внимательно посмотреть. Новое законодательство дает большую самостоятельность учреждениям культуры в том числе. Но при этом оно иногда бывает непоследовательное. У нас уже учреждения культуры, театры, музеи давным-давно сами определяют стоимость входного билета. Поэтому мы не можем согласиться с тем, что это должен за театр делать учредитель. Скажем, министерство будет диктовать театру, какие цены на билеты устанавливать. Вы же понимаете, что в современном мире это невозможно.

ЛГ: Естественно.

ГИ: В одном месяце на тот же самый спектакль будет одна цена, а по прохождению премьерных спектаклей, в зависимости от успеха или неуспеха, могут быть другие цены.

ПШ: Министерство не уследит просто.

ГИ: Учредители, министерство и стоящие далеко от этой деятельности не могут этого регулировать. Именно поэтому мы говорим, что учреждения культуры должны сами решать эти вопросы. Нам не нужна сейчас норма, которая дает более широкие усмотрения для регулирования. У нас есть наше законодательство, основы законодательства культуры, в которых эти нормы записаны. И мы говорим: «Да, пожалуйста, вы вводите более широкую норму, она будет применяться с учетом того, что в основу в законодательстве культуры мы уже записали, что у нас учреждения культуры делают это самостоятельно». И это достаточно успешно осуществляется.

Комментарии
Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости