Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Александр Голиченков (ч. 2)
Надо, наверное, прежде чем говорить о слабых местах образования вообще, сказать о том, что у нас как бы два образования. Вы знаете, мне иногда говорят: «А как у вас там юридический факультет?» Я говорю, что знаю два юридических факультета: один — на котором я работаю, а другой — о котором пишут. Это два разных факультета. Может быть, в лучшую, а может быть, в худшую сторону. Но это так.
Так же у нас и два юридических образования. Сейчас почему-то принято считать, что у нас все образование плохое. Это не так. У нас есть вузы, пусть их не очень много, которые дают очень хорошее образование. И вопрос этот делится тоже на две части.
У тех, которые на более или менее хорошем уровне делают свою работу качественно, я думаю, что есть два основных общих недостатка. Это недостаток практической подготовки выпускников. И второй — недостаток воспитательной работы.
Так исторически сложилось в последний период, что работа со студентами во многих вузах сводится только к учебной работе с аудиторией и учебно-методической. Сильные вузы позволяют себе еще и научную работу со студентами.
А вот уже работа воспитательная… Причем воспитание не в плане назидания, а в плане формирования определенного мировоззрения, определенной точки зрения, позиции, что юристы — это государство прежде всего. Юрист — это человек, который с уважением должен относиться к закону. Это человек, который должен негативно относиться к любым проявлениям незаконным, будь то коррупция или что-то еще. Вот эти воспитательные моменты — наиболее характерные и слабые места подготовки юристов вообще.
Неслучайно в указе президента о совершенствовании юридического высшего образования обращено внимание на необходимость создать, разработать новые стандарты, чтобы они максимально расширили практическую часть подготовки и воспитательную часть в том понимании, о котором я говорил.
Я думаю, что для большинства вузов, за редким исключением, слабым местом сегодня является и языковая подготовка. Язык не должен быть филологическим иностранным языком. Это язык профессионального общения. Это язык юридический. Язык английский судебный, язык прокурорский. А может быть, и два.
Если мы сейчас говорим об интеграции европейского и российского образования как необходимого условия качества нашего образования, понятно, что интеграция подразумевает не только знание предмета, законодательства своей страны, европейского законодательства, но и владение на соответствующем уровне языком или языками.
p.s. Плана Даллеса несуществует, но он работает. (с)