На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

22 ноября 2024

Общество

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Особое видео: RESET.ПЕРЕЗАГРУЗКА

Елена ЛУКЬЯНОВА,

доктор юридических наук, профессор, член Общественной палаты РФ

МОСГОРСУД ПРИЗНАЛ ХОДОРКОВСКОГО ПОЛИТИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕННЫМ. САМ ТОГО НЕ ВЕДАЯ

Ведут передачу Лев Гулько, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», и Павел Шипилин, шеф-редактор «Особой буквы».
МОСГОРСУД ПРИЗНАЛ ХОДОРКОВСКОГО ПОЛИТИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕННЫМ. САМ ТОГО НЕ ВЕДАЯ 9 июня 2010
Заявляя о том, что Михаил Ходорковский обвиняется не в экономических преступлениях, и зная при этом, что об общеуголовных статьях в его деле не говорится ни слова, Московский городской суд фактически признал его политическим заключенным. И тем самым подставил Россию перед ЕСПЧ. Теперь у бывших акционеров ЮКОСа есть еще одно явное основание требовать от РФ возмещения ущерба в размере 100 млрд долларов за развал нефтяной компании.

Что творится в российских тюрьмах

Лев Гулько: Нам хотелось бы поговорить о реформе, которая продолжается и, наверное, закончится нескоро. О реформе, как судебной власти, так и системы исполнения наказаний. Совсем недавно ведущие российские правозащитники призвали скорректировать начавшуюся реформу системы исправления наказаний и начать радикальные изменения в федеральной системе исполнения наказаний. Прежде всего, они предлагают, чтобы начавшаяся реформа этой системы, которая сопровождается грубейшими нарушениями прав человека, была приостановлена. Потому что лучше пока оставить заключенных в колонии, поскольку в тюрьме им слишком плохо. Вот один из…

Павел Шипилин: Я хотел еще вопрос задать. Вы ведь не только преподаватель, не только ученый-юрист — вы еще и практикующий адвокат. Вы же бывали в тюрьмах. Скажите, насколько там плохо все? Почему требуется реформа?

Елена Лукьянова: На самом деле, мы уже двадцать с лишним лет живем в перманентной реформе. Постоянно чего-то реформируем. Причем, получается так: мы затеваем реформу, и в тот момент, когда мы ее затеваем, мы не очень понимаем, к чему идем. Вот, пожалуй, реформа ФСИН, задуманная нынешним министром юстиции — как раз одна из первых за все время, в которой видно, к чему люди хотят придти. Потому что десятилетиями не реформировалась наша система исполнения наказаний. Она несет на себе очень много груза традиций времен репрессий.

ПШ: А не более ранних?

ЕЛ: Наверное. Конечно, история российской государственности длинная. За тысячу лет мы накопили много всего.

ЛГ: Но механизм остался.

ЕЛ: Поэтому, конечно, эта система абсолютно не направлена ни на исправление человека, ни на изоляцию его от общества, которая бы не влекла за собой систему унижения личности, систему, близкую к системе пыток. Поскольку живем мы в XXI веке, и, по крайней мере, та часть мирового сообщества, которую мы называем цивилизованной (трудно подобрать критерий, что такое цивилизованное и не цивилизованное), пришла к тому что, что бы не сделал человек, все равно он имеет право на существование — хотя бы более или менее достойное, не унижающее его чести. Даже если он совершил преступление.

ПШ: Извините, конкретно…

ЕЛ: Когда человека бросают в сырой карцер, лишаю его пищи за то, что у него апельсин в тумбочке… Или как это было с Василием Алексаняном, когда он отказывается сотрудничать со следствием, когда из него фактически выбивают показания, когда не оказывается медицинская помощь в системе исполнения наказаний. И люди, которые еще даже не осуждены — то есть вина их не подтверждена судом, не признана, — умирают просто пачками.

Мы говорим Магницкий, Трифонова… А умирают они пачками. Нет такого дня, чтобы в каком-нибудь из крупных СИЗО не умер человек. И в основном по причине неоказания помощи. Это уже не достойно ни XXI века, ни тех претензий, которые Россия предъявляет для того, что бы ее считали цивилизованной страной.

ЛГ: Но это же зависит, наверное, не от законов, правил, я не знаю…

ЕЛ: В том числе…

ЛГ: А от людей, конечно.

ЕЛ: Естественно. У нас система построена таким образом, что осужденные впервые, осужденные за малозначительные преступления находятся с рецидивистами, с людьми, осужденными многократно. И вместо того, чтобы стать системой исправления человека, наша система исполнения наказаний наоборот становится инкубатором, в котором бурно размножаются рецидивисты.

ПШ: А, собственно, как же их можно изменить-то?

ЕЛ: Это была главная идея министра юстиции. Я считаю, что она очень неплоха, эта идея.

ПШ: Разделить?

ЕЛ: Другой вопрос, что любая системная реформа, если она проходит на фоне очень твердо и плотно вросших традиций — как это в системе исполнения наказаний, — конечно, будет проходить очень тяжело. Потому что ломается сознание тюремщиков, ломается сознание всей накатанной системы.

Изначально было ясно, что реформа будет идти непросто. Даже со сменой руководителя системы исполнения наказаний… А господин Калинин был особенным. Он родился в зоне. Это человек — бывший руководитель ФСИН, — всей своей жизнью подтверждал эту традицию системы исполнения наказаний. И почему его боялись очень многие годы тронуть с места? Потому что боялись, что он один может, например, усмирять тюремные бунты. Это совсем уже был не государственный орган, а орган, разговаривающий по понятиям с уголовниками. Знающий традиции…

ПШ: Правила.

ЕЛ: Правила. И так далее. Поэтому, конечно, приход новых людей и новая реформа сразу споткнулись о противодействие той машины, которая существует в системе исполнения наказаний. И, конечно, она упирается в людей. Конечно, упирается в тюремщиков и их традиции.

Но здесь я, конечно, понимаю Людмилу Михайловну Алексееву. Наверное, надо было бы пошире обсудить с обществом. Наверное, нужно было бы наметить постепенные, медленные шаги внедрения. Обычно есть два способа проведения реформы: медленно и аккуратно, либо ломать через колено.

ЛГ: Как хирургическая операция.

ЕЛ: Да, хирургическая операция. Но в ходе хирургической операции могут возникнуть осложнения.

ЛГ: Будет больно.

ЕЛ: Будет больно.

ПШ: Без наркоза.

ЛГ: Иногда бывает, что и без наркоза.

ЕЛ: Тем не менее, я понимаю позицию правозащитников, когда они говорят про так называемых первоходок. Тюрьма — худшее место. Хуже, чем колония. Многое зависит от того, какие будут тюрьмы, и какие будут тюремщики.

ПШ: Лена, если я правильно понимаю, реформа системы пересекается или как-то соприкасается с судебной реформой? Если память мне не изменяет, то против судьи, который, можно сказать, уморил эту несчастную Трифонову, то ли возбуждено, то ли собираются возбудить уголовное дело. То есть как-то с судом это связано. Это неизбежно.

ЕЛ: Мне кажется, что судья быстренько ушла в адвокатское сообщество. Сдается мне, что именно эта судья немедленно успешно сдала экзамены в адвокатуру, и пошла в адвокатуру. Могу ошибаться, но, по-моему, именно она. Более того, ведь совершенно возмутительным является то, что следователь, который это все инициировал в отношении больной Трифоновой, был уволен. А вчера появилось объявление, что он восстановлен.

Это как раз и есть та же самая штука. Мы пытаемся бороться с коррупцией, мы пытаемся реформировать судебную систему, но натыкаемся на противодействие. И на противодействие будем натыкаться. Значит, весь вопрос в том, как это будет контролироваться инициаторами реформ. Как это будет подкрепляться кадрово.

И все разговоры о том, что у нас не хватает юридических кадров для этого — это разговор в пользу бедных. У нас перебор юристов в стране на сегодняшний день, поскольку последнее десятилетие две специальности, как известно, юридическая и экономическая, были наиболее модными (если можно так сказать о специальностях). Поэтому люди у нас есть.

Прическу, на мой взгляд, можно исправить только путем отрезания головы. Что в отношении системы ФСИН было сделано. Почему судебная система буксует? Потому что в отношении судебной системы этого сделано не было. И пока госпожа Егорова будет командовать гигантскими судами гигантского мегаполиса, ничего не изменится в судах гигантского мегаполиса. Будут блокироваться нововведения. Будут блокироваться инициативы президента. Мы об этом еще сегодня позже поговорим.

ФСИН на это пошел — на отрезание головы, условно говоря. Десять генералов было заменено. Это, пожалуй, первый раз было сделано — такая система серьезных кадровых решений. И будем надеяться…

И правозащитники пусть говорят. Это они правильно делают. Пусть они идут к руководству ФСИН. Уже в рабочем порядке. Общественная палата, Хельсинская группа и Комиссия Эллы Панфиловой договариваются о мерах, которые в ходе реформы можно смягчить: что исправить, что поправить.

Делать ее надо, безусловно. Тут спора нет. И, естественно, стараться избежать нарушений прав человека. Нарушения прав человека страшные, но они и без реформы были чудовищными: карцеры, избиения, пытки. Все это у нас на глазах происходило. Освещалось очень мало. Сейчас общество этим заинтересовалось всерьез. Но для этого, к сожалению, должны были погибнуть люди. Это и Магницкий, и Трифонова. И еще десятки заключенных, чьи имена сейчас начинают подниматься.

Поэтому делать надо. Это единственная реформа, повторяю, где виден свет в конце тоннеля. Потому что четко обозначено, чего хочет министр юстиции сотоварищи. И я думаю, что вместе мы, всем миром это потихонечку решим.

Комментарии
  • Семен, Москва
  • 9 июня 2010, 13:26
Владимиру. Петербург. Вы не могли бы выступить сторонником обвинения и пояснить, как вся добытая нефть была украдина, деньги от ее продажи легализованы, но при этом 100 тыс работников получали очень неплохие зарплаты, акционеры девиденты, производилась модернизация, увеличивались объемы добычи, осваивались новые месторождения, приобретались новые компании, реализовывалась большая социальная программа, платились налоги. Вам не напоминает это фильм «Покояние» — где обвинялся человек в том, что рыл туннель из Лондона в Бомбей с целью убийства тов.Сталина... Рекомендую почитать заключение специалиста Уэсли Хона на сайте Ходорковского о деятельности Юкоса, хотя, конечно же, он «подкуплен» защитой .
P.S. Я пенсионер, к нефтянке, олигархам и вообще к любым акциям отношение не имел и имею
  • Старый
  • 9 июня 2010, 16:27
ЦИТАТА:«Это как раз и есть та же самая штука. Мы пытаемся бороться с коррупцией, мы пытаемся реформировать судебную систему, но натыкаемся на противодействие. И на противодействие будем натыкаться. Значит, весь вопрос в том, как это будет контролироваться инициаторами реформ. Как это будет подкрепляться кадрово».
Вот и все ответы ... Кто противодействует? А тот, кто и контролирует, и расставляет кадры.
  • Неизвестная персона
  • 9 июня 2010, 20:13
Владимиру из Петербурга. Каким-то образом вы же нашли этот сайт ?.Постарайтесь найти и сайт пресс-центра Ходорковского, все стенограммы заседаний там увидите,внимательно почитайте,подумайте,авось и может мнение поменяете,коль разумны.
  • Семен, Москва
  • 10 июня 2010, 00:53
Владимир! А разве сторона обвинения в лице национального лидера на своих каналах не дала Вам информацию, что Ходорковский ограбил страну (туннель прорыл), а деньги вырученные при банкротстве Юкоса пошли в ЖКХ, вы что, ему не верите. На этих каналах чистая правда и там никаких либерастых СМИ нет. А если этой информации мало (что-то там ничего не говорят о процессе, который уже больше года идет), почитайте информацию из зала суда, там целый год сторона обвинения нам информацию для размышления давала и если бы какая-нибудь либерастая СМИ что-нибудь исказила, я себе представляю, что с этим СМИ было бы.
  • Смородина Тула
  • 10 июня 2010, 01:22
Ребята,да что вы взъелись на Владимира.Он подневольный человек, этакая серая моль,отрабатывает у ГБ свой кусок.Просто на его комментарии,причем неумные и довольно таки неграмотные,не надо обращать внимания.Человек он недалёкого ума,скользкий и мерзкий.Делаем вид,что его нет.Ноль.Всеобщее ему презрение и пусть болтает в пустоту.Просто его комментарии обходим стороной.
  • Семен, Москва
  • 10 июня 2010, 17:18
Искателю «истины» Владимиру из Петербурга.
Итак, несчастных обвинителей голос услышать не возможно. Либерастые СМИ пишут все не так, госканалы молчат, сайт Ходорковского, где стенограммы заседаний суда, приравнен к сайту ЦРУ. Правда почему-то никто не пытается закрыть этот сайт, обвинить в распространении клеветы (думаю, обвинение спит и видит, за что бы на них наехать). Я хотел возмутиться резкости Смородиной из Тулы, теперь не хочу, похоже она права.
  • Смородина Тула
  • 11 июня 2010, 00:06
Всё,что касается дела Ходорковского и Лебедева сперва прокомментирует и подредактирует некий господин сидящий в Кремле.После этого последует ′′справедливое′′ решение независимого суда.Вот тогда ′′Госканалы′′ и заговорят,причём все сразу и ′′ стройными рядами ′′.
  • Неизвестная персона
  • 11 июня 2010, 04:03
уважаемые господа Владимир из Питера и Семен из Москвы! Если Вас не интересует процесс В Хамовничском суде, то зачем Вы зашли на сайт? Просто так от безделья? Возьмите УК иУПК РФ почитайте думаю в скором будущем Вам пригодится. Поверьте так бывает и очень часто. Судящих других бог дает возможность обвинителм пройти тот путь, который они выбрали для других, а сам трудное, что проходить этот придется Вашим детям. Спасибо Предок
  • Элеонора
  • 11 июня 2010, 05:03
Неизвестной персоне: Честно говоря, меня мало тоже интересует процесс в Хамовническом суде как таковой. И Ходорковский — малосимпатичен. Меня интересует росийская юстиция в целом. Лукьянова — юрист высококваллифицированный, но упускает момент сиюминутный, говоря о реформе судебной системы: а нужна ли она нынешней власти? Ответ очевиден — нет, нет, нет. Так давайте власть менять, причем пусть нам Елена Анатольевна подскажет, как это сделать в правовом поле. ( Я вот человек законопослушный). А лучше, Елена, идите баллотируйтесь. Я за Вас проголосую, например.
  • Юрий, Москва
  • 11 июня 2010, 14:50
Господа и дамы, я не испытываю к олигархам тёплых чувств, а к власти отношусь крайне недоверчиво и насторожено, но... суд над Ходорковским и Лебедевым это издевательство над Конституцией, законами РФ, Российским обществом и международный позор! Здесь видна вся порочность текущей судебной системы , а также сила власти и аморальность бюрократов и НКВДшников. Доказательств какой-бы то ни было противозаконной деятельности Ходорковского, Лебедева и других сотрудников ЮКОСа нет на этом процессе, а судя по всему нет и в первом. Не надо слушать СМИ — просто читайте с сайта Ходорковского стенограммы, посмотрите на Ютубе видео, посмотрите что говорили хотя бы просто заслуженные актёры России, бывший председатель центробанка Геращенко, экс-министр финансов Касьянов, которые ходили туда, потому что чтобы разобраться с экономической стороной вменяемого преступления нужно больше времени, а чтобы осонать общее впечатление достаточно послушать их.
  • Андрей из Москвы
  • 12 июня 2010, 18:52
Владимиру из Питера

Лихоимцы, полицаи и их холуи, мечтающие о расстреле и танках на площади, получат вилы в зад и партизан в лесу. Получать уже начали, дальше -- больше. Монголо-татар прогнали, немцев прогнали, и вас, кровопийцы, прогоним.
Вы где серебренники получаете? Налоги с них платите?
  • Неизвестная персона
  • 12 июня 2010, 20:32
*Андрей из Москвы

А серебрянники мы получаем с налогов..............
  • Андрей из Москвы
  • 12 июня 2010, 22:36
Владимир Петербург 12 июня 2010, 15:07
Судя по приступу бешенства, я попал в точку. Началось брызганье слюной. Бесись, гопник! Санитаров -- в студию!
  • Петро
  • 15 июня 2010, 00:32
Ржунимагу — член Общественной палаты, дохтур наук разглагольствует о нарушениям, реформах и подставах Мосгорсуда! Видимо мадаме ее должность в палате мешает обратиться к президентам, ну хотя бы с письмом о «нарушениях» и деятельности местного басманного правосудия. Шевчуку, вот ничего не помешало, а мадаме — мешает. На хрен, спрашивается, такая палата нужна? Хотя нет, для антуражу и близости — очень даже нужна. Второе, то, что сотворил Мосгорсуд с Ходорковским уже один раз убедительно доказывает, что его дело сугубо политическое (не смотря на завывания и крики некоторых о якобы воровстве и пр. Впрочем, завывающих (или полезных идиотов) отрезвит только то, что в один прекрасный момент их самих можно будет обвинить в том, что они обокрали свою собственную квартиру). И людишки, творящие полное беззаконие с Ходорковским, в пылу своего угара и лизания, совершенно забыли, что еще не много и будет решение международных судов. А тогда шандец бригаде. Тогда будет ясно и понятно сразу всем, кто есть кто.
  • Неизвестная персона
  • 17 июня 2010, 12:18
Прекрасное супружество прокуроров и судьи! Прокуроры: «в обвинительном заключении приведено нами достаточное доказательство вины подсудимых, поэтому просба защиты предоставить другие документы удовлетворению не подлежит, затягивание процесса»! Судья: «Не подлежит!» К чему эта тягимотия? Пусть Путин, как принципиальный человек, напишет: Осуждён! и подпись Данилкин. А виноватым останется Медведев- ПРЕЗИДЕНТ! Вильям
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости