Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Что такое патриотизм?
ЛГ: Подавляющее большинство россиян считают себя патриотами, пишет газета «Коммерсант», предпочитая называться гражданином России или просто человеком. Такие вполне гражданские чувства выявили недавно в ходе опроса социологи ВЦИОМа. Они все почитали, посмотрели, видят в этом консолидацию общества, которая может служить единственным фундаментом для модернизации. У оппозиции, естественно, другая точка зрения — опасается, что такая консолидация может стать фундаментом для бунта, так как в массовом сознании патриотизм — это любовь к государству, которую общество испытывает до тех пор, пока власть у руля этого государства остается хорошей. Как только общество почувствует, что власть плохая, сразу бунт бессмысленный, беспощадный. Хотя мне в это слабо верится. В бунт.
ПШ: Алексей Петрович, а вы патриот?
АК: Если следовать тому, как трактуется патриотизм в словаре русского языка Ушакова, — «любовь, преданность и привязанность к своему отечеству и к своему народу», то — безусловно. Не к государству, но к отечеству. Это разные вещи.
ЛГ: Это чем они разные?
АК: Потому что отечество — это еще… Государство может быть разное. А вот Отечество — это Родина. Это вне политического контекста. В этом смысле патриотизм совсем неплохо.
Вот 22 июня был День скорби. Для меня всегда, всю жизнь, поскольку я послевоенное поколение и рос в среде людей, которые прошли войну... И для меня всегда это было в известном смысле если не загадкой, то все-таки не раскрытым до конца вопросом.
Вот те люди, которые умирали, повторяю, с разными чувствами, с разными мотивами, но все-таки они не бежали. Они умирали. Потому что внутри, в подкорке, было, что они защищают Отечество, защищают страну. Защищают близких своих.
ЛГ: Независимо от того, социалистическая или капиталистическая.
АК: Вне зависимости от этого. Поэтому в этом смысле я патриот. В прикладных смыслах, когда выходят и кричат, условно говоря: «За Родину, за Сталина, за Путина», тогда вторая часть меня не интересует. И не персонифицирована.
ЛГ: А «Слава России»?
АК: «Слава России», когда кричат на футболе, я это не воспринимаю совершенно. «Слава России» для меня — может, это тоже имеет право на существование, но не в моем восприятии. И постоянно об этом кричать даже в тех случаях, когда что-то не приносит славу... И есть ведь чего стыдиться. И, к сожалению, сегодня в России много вещей, за которые приходится краснеть. И «Слава России» в этом случае… Лучше не ассоциировать то плохое с Россией.
ЛГ: Понимаете, когда разговариваешь с человеком, который когда-то здесь жил, а потом уехал туда и живет там лет двадцать. И когда начинает что-то рассказывать, начитавшись Интернета, где это все выкладывается. И внутри чувствуешь себя как-то некомфортно и хочется ему ответить. И отвечаешь ему всегда. Я, во всяком случае. Я пытаюсь не то чтобы сказать: «Ну да, ты прав, ты правильно сделал, что уехал. Полная у нас тут…» Как-то наоборот, находишь аргументы.
ПШ: А у нас!..
ЛГ: За страну обидно.
АК: Поэтому по каждому поводу и без повода кричать «Слава России»… Мне кажется, какие-то внешние проявления патриотизма меня не устраивают. Патриотизм — это глубоко внутренние чувства, как и религиозные. Лучше крест носить поглубже, спрятанный…
ЛГ: На длинной нитке.
АК: На длинной нитке. Да. А не как господин Лахтин… не Лахтин, а Шохин, которого я вижу в Хамовническом суде очень часто, который под кадыком этот крест носит.
ЛГ: Господин Шохин?
АК: Да.
ЛГ: Я ни разу не замечал. Просто не ожидал.
АК: Да. Такое мне непонятно. Такое проявление религиозного самосознания. Точно так же, как проявление патриотизма в криках «Россия, вперед!» или как там. Это меня не устраивает.
ПШ: Но с другой стороны, согласитесь, это разное наполнение одной и той же трактовки приводит к гражданским войнам. Деникин и Буденный. Красный и белый террор. Они по-разному любили одно и то же Отечество. И считали свое дело правым. С этим тоже приходится считаться.
АК: Конечно. С этим приходится считаться. Но я думаю, что по-разному любили Отечество — это да. Но там уже шло столкновение идеологий. Там не шло столкновения по поводу патриотизма. Там произошла подмена. На уровне любви к Отечеству Деникин очень здорово проявил себя во время Великой Отечественной войны.
ЛГ: Это правда.
АК: Он государство оставил в стороне, он поддерживал Отечество. Поэтому, я считаю, тут очень точное толкование. Любовь к Отечеству, к Родине, а не к государству, как трактуется в этом самом…
ЛГ: Теперь, если вернуться к началу разговора, «Единая Россия» видит консолидацию общества, в котором есть фундамент модернизации. А оппозиция считает, что такая консолидация может стать фундаментом для бунта.
ПШ: А мне, знаешь, Лев, не нравится в этой трактовке «Единой России» то, что она вставляет туда политически нужное и важное слово «модернизация».
ЛГ: Нет, ну почему же. Наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев призвал к тому, чтобы в Сколково приезжали люди, которые когда-то уехали. Люди, которые называют себя гражданином России или просто человеком.
АК: Считаю, что и то и другое — некая подмена. И не оппозиция «Единой России». Я считаю, что совершенно неверная расстановка акцентов. Бунт, как говорит оппозиция, а я это называю социальным неприятием проводимой политики. И консолидация по поводу модернизации не может происходить при патриотизме или отсутствии патриотизма. Это совершенно какая-то… Я не знаю…
ПШ: Если ты любишь модернизацию, то ты не патриот.
АК: Да. Это, конечно, большая глупость. Поэтому долго обсуждать… Мне кажется, что вы со мной согласны. Что это — подмена.
ЛГ: Нет, я с вами согласен, что это подмена. И что крестик или что-то еще нужно носить глубоко.
ПШ: Ближе к душе.
ЛГ: Ближе к душе, а не под кадыком.
[quote] АК: Тут, я считаю, совершенно не так. Не может страна, где, с одной стороны, существует полуфеодальный или феодальный режим, существовать как единое целое. [/quote Ой, что то поздно вы, уважаемый, с феодальным режимом проснулись… Позвольте вам указать на ваш партикуляризм. Вообще то «феодальный режим» в постсоветской России начался исключительно с феодального способа распределения лакомых кусков постсоветской экономики. Рановато вы марксизм на помойку снесли :)))
Не случилось зайти на огонек, высказаться по поводу вашей статьи о «государственнике Ходорковском», действовавшем в интересах страны. Так хотел вам открытку от президента British Petroleum лорда Джона Брауна передать: [quote]… Тихий, носящий очки Ходорковский на первый взгляд производил обманчивое впечатление скромного и непритязательного человека. Но по мере продолжения нашей беседы я начинал все больше нервничать. Он начал говорить о том, как избирать людей в Думу, как он может сделать так, чтобы нефтяные компании не платили большие налоги, и что у него под контролем находится большое количество влиятельных людей. Мне он показался слишком могущественным. Легко говорить об этом сейчас, по прошествии времени, но в его манерах было что-то неблагоприятное… [/quote ] Ну и кто из вас, пардон, не джентльмен?
И в заключение хотел обратить внимание Льва Гудкова, что еврею указывать, где и как носить крестик православному человеку, не камильфо.