Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Российскому среднему классу не нужна демократия
ЛГ: «Российский средний класс: причудливое социальное животное» — так озаглавлена публикация в «Комсомольской правде». Корреспондент «Комсомолки» попытался разобраться в новой русской загадке: почему нашему среднему классу не нужна демократия? Для этого он призвал эксперта, господина Юргенса, которого я немножко процитирую. Это очень любопытно. «Люди говорят, отстаньте с вашими политическими разборками — мне надо машину, квартиру купить… Когда о демократии заходит речь, многие машут руками: нет-нет, у нас свой путь, у нас все суверенное. Я понимаю, что у нас большие расстояния, разнородное население, но у славян-поляков демократия состоялась, на Украине тоже». Спорно вообще-то. «Почему они, находясь на более низких стартовых позициях, смогли, а мы нет?!» И еще одна цитата: «Средний класс среднему класс рознь. Сотрудники крупных корпораций видят мир другими глазами. Им никакая демократия не нужна, — говорит уже другой эксперт, господин Урнов. — Эти-то как раз остаются, уезжают представители свободных профессий — уходят в тень, копят деньги и сваливают». Так вот: средний класс и демократия. Нужна? Не нужна?
АГ: Наверное, соглашусь с Урновым, который говорит, что среднему классу демократия все-таки не нужна. Доводилось слышать от людей, которые что-то в своих профессиях достигли, зарабатывают деньги. У них очень простая позиция: «Мне все равно, что происходит сейчас во власти. Демократия или не демократия — лишь бы меня не трогали. Лишь бы дали мне спокойно работать». Действительно, семья, дети и так далее. За что мы тогда боремся? О чем все время говорим, если самим людям это и не нужно?
ЕТ: А мне кажется, что если взглянуть… Когда мы все активно боролись за демократию, перестройку, выходили на улицу, митинговали, то мы, наверное, боролись за свободу частной жизни, за возможность выезжать за границу, за возможность голосовать. Что-то из того, за что мы тогда боролись, все-таки было завоевано.
ЛГ: А на что-то мы напоролись.
АГ: На эту самую демократию.
ЕТ: Вот, например, мы боролись, в частности, за то, чтобы у нас был свободный бизнес, чтобы мы могли зарабатывать деньги, строить свой собственный бизнес. И это мы тоже, в общем-то, получили. А дальше что получилось? Те, кто за это боролся и это получил, на мой взгляд, разделились на две категории. Одни, собственно говоря, этим и успокоились. У них это есть, и им больше ничего не надо. Действительно, такие есть. Но я считаю, что такие далеко не все. И я не согласна с этим высказыванием.
ЛГ: Но многие ведь вообще ничего не получили! Основная масса.
ЕТ: Я говорю сейчас о среднем классе. А средний класс — он априори что-то получил.
ЛГ: Тут надо еще определиться, что такое средний класс в России.
АГ: И неплохо было бы определиться, что такое демократия. Потому что я очень сомневаюсь, что люди, которые сейчас борются за демократию 90-х годов, действительно видели демократию. Это очень спорно.
ЛГ: Смотрите, что говорит Александр Аузан. Он как эксперт говорит, и я с ним согласен, что «мы не построим гражданское общество, пока не избавим людей от иллюзии, что они государству ничего не платят, а оно бескорыстно о них заботится. Налоги должны платить не работодатели, а каждый сам за себя».
АГ: Все свелось к деньгам.
ЛГ: А как же? Все сводится к деньгам.
АГ: Без денег и без уплаты налогов демократия бессмысленна.
ЛГ: Без «хорошо жить» демократии не бывает, я так понимаю.
ЕТ: Такое интересное явление последних лет, когда часть людей из тех, о которых мы говорим, из того же среднего класса… Тех, у которых уже есть стабильный заработок, стабильная работа, которые более или менее уверены в завтрашнем дне... Они за это боролись и потом это получили. Но, опять же, если вспомнить пирамиду Маслоу, когда у тебя удовлетворены все первичные потребности, ты начинаешь думать о чем-то еще…
ЛГ: Чтобы сохранить нажитое.
ЕТ: Мне кажется, это все-таки нормально и естественно для человеческого существа, для homo sapiens'а, когда у тебя есть что кушать и есть во что одеться, когда твоя семья более или менее в безопасности, подумать, что называется, о душе. Что такое душа для нашего среднего класса? Это вообще-то вопрос философский. Но многие, например, начинают заниматься благотворительностью, чего раньше не было. А другие становятся волонтерами (что близко). Начинают ездить в детские дома, заповедники, помогать каким-то благотворительным организациям и фондам. Третьи выражают эту свою потребность в душе, скажем так, в какой-то гражданской активности.
АГ: В смысле борьбы за демократию.
ЕТ: В борьбе за демократию.
АГ: А кто-то может точно так же проявлять себя в борьбе за монархию.
ЕТ: Может быть и так.
АГ: Если демократия здесь не определяющая...
ЕТ: С другой стороны, мне кажется, что для многих демократические ценности связаны с той базой, которая дает возможность нормально существовать, работать, удовлетворять свои потребности.
АГ: Мы смотрим, как устроено на Западе, и хотим что-то типа этого.
ЕТ: Можно и так сказать. Я, честно говоря, мало знаю представителей среднего класса, которые бы ориентировались на какие-то восточные цивилизации. Есть такие, конечно, но, скорее всего…
ЛГ: Даже сотрудники крупных корпораций, которым демократия не нужна.
ЕТ: Тем представителям среднего класса, которых я знаю, очень важна демократия.
ЛГ: Все равно остается принцип: не трогайте меня, не мешайте. Это же главное, что нужно человеку?
ЕТ: Не знаю. Не соглашусь. Потому что мы знаем массу представителей среднего класса, которых все-таки волнует не только то, чтобы им не мешали. Конечно, если мы возьмем наиболее богатых представителей среднего класса, которым реально есть что терять, вот они… Для них очень важны демократические ценности, но при этом они боятся их открыто отстаивать. Понятно почему. Потому что они рискуют потерять свой бизнес.
ЛГ: Рискуют нарушить правила игры. Потому что есть правила игры.
ЕТ: Тем не менее демократические ценности для них действительно что-то собой представляют. Мне трудно назвать представителей среднего класса, которым они не были бы важны. Может, я сужу по своим знакомым, но у меня ощущение, что все не так, как написано в этой статье.
Комментарии