Документ предусматривает, что у следственных органов и органов дознания появится возможность уничтожать наркотики, психотропные вещества, растения, содержащие наркотические средства, которые признаны вещественными доказательствами, еще до вынесения судом приговора. Однако такое уничтожение должно будет производиться по решению служителей Фемиды, то есть так же, как сейчас уничтожаются скоропортящиеся продукты — вещдоки.
Тем не менее на случай повторной или дополнительной судебной экспертизы к материалам уголовного дела должен будет приобщаться достаточный для сравнительного исследования образец изъятого наркотика.
Представляя депутатам данный законопроект, официальный представитель правительства, первый замдиректора ФСКН Владимир Каланда заявил о том, что «о необходимости внесения этих изменений свидетельствует неуклонная тенденция роста количества наркотиков, изымаемых из незаконного оборота». «В связи с этим на практике правоохранительные органы сталкиваются с проблемой обеспечения как сохранности самих наркотиков, так и сохранности их наркотических свойств, которые утрачиваются при длительном хранении. Особенно остро стоит проблема хранения наркотиков растительного происхождения», — пояснил он.
Кроме того, Владимир Каланда отметил, что нужно оптимизировать уголовно-процессуальную деятельность правоохранительных органов в части сокращения расходов, связанных с хранением наркотиков, признанных вещественными доказательствами по уголовным делам.
Председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов заявил «Особой букве», что в принципе предлагаемый подход правильный — это уже есть в международной практике обращения с изъятыми наркотическими веществами.
«Наркотики уничтожаются практически сразу, для того чтобы их нельзя было ввести снова в оборот. В присутствии адвоката все фиксируется, берутся пробники из всех упаковок, все это протоколируется, а потом наркотические вещества уничтожаются», — говорит Кабанов. В противном случае для таких веществ необходимо создавать условия хранения, охраны, что неминуемо влечет за собой существенные финансовые затраты.
По словам собеседника «Особой буквы», любой нормальный закон может использоваться в коррупционных схемах, поэтому говорить о том, что не нужно принимать данный законопроект, было бы неправильно. «Сейчас бывают случаи, когда хранящиеся партии наркотиков подменяются в нужную сторону. К сожалению, технология такая существует, так что принятие подобного закона никак не повлияет на дополнительную коррупциогенность», — говорит Кирилл Кабанов.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов
Комментарии