Михаил Ходорковский, выступая с речью во время рассмотрения кассационной жалобы, обратил внимание на то, что исправить приговор, сохраняя его обвинительный характер, нельзя, и никакая «косметика» здесь не поможет. «Абсурдность приговора очевидна. Противоречий достаточно, чтобы дело о хищениях прекратить за отсутствием состава преступления», — заявил Ходорковский.
Экс-глава ЮКОСа с сожалением отозвался о личности судьи Данилкина, который, по его мнению, является «в меру порядочным человеком, но неспособным держать удар системы». Ходорковский убежден, что и сейчас судьба подсудимых решается не в стенах суда.
«Милость мне не нужна, я не прошу о снижении срока», — заявил Михаил Ходорковский, отвергнув таким образом сценарий «покаяния» за несуществующие преступления.
Платон Лебедев, иронизируя по поводу абсурдных обвинений прокуратуры, объяснил их суть на примере разницы цен на сигареты в Москве и Лондоне: «Пока никому не пришло в голову обвинять москвичей, покупающих сигареты в супермаркете, в хищении только потому, что эти же сигареты стоят в Лондоне в два-три раза дороже». При этом, отметил Лебедев, «оплату сигарет в кассе можно квалифицировать как сокрытие преступления, а чек признать подложным». Именно такой логикой, по мнению подсудимого, руководствовались органы следствия, решая стоящую перед ними задачу по конструированию второго «дела ЮКОСа».
Адвокат Платона Лебедева Юрий Шмидт заявил кассационной коллегии, что судья Виктор Данилкин вынес приговор под давлением. Он напомнил, что Мосгорсуд почему-то отказался в рамках рассмотрения кассационной жалобы дать оценку широко известному интервью бывшего пресс-секретаря Хамовнического суда Натальи Васильевой, рассказавшей о беспрецедентном моральном прессинге, которому подвергался Данилкин при вынесении решения по делу.
Алексей Мирошниченко, один из защитников Михаила Ходорковского, в ходе судебного заседания сказал, что перед кассационной коллегией стоит тяжелая задача — подтвердить заведомо абсурдный приговор, который был вынесен на основе заведомо абсурдного обвинения.
Представители обвинения в своих высказываниях были кратки. Несмотря на то что размер объемов «похищенной» Ходорковским и Лебедевым нефти был существенно уменьшен самим обвинением, прокуроры тем не менее не увидели причин смягчать назначенное подсудимым наказание. Интересно, что, отвечая вне рамок судебных слушаний на вопрос журналистов о возможности появления третьего уголовного дела против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, прокурор Гюльчехра Ибрагимова отвергла такую возможность. «Нет, совершенно точно нет», — заверила прессу представитель прокуратуры.
После перерыва председательствующий судья огласил решение: приговор признан законным, но наказание Ходорковскому и Лебедеву снижено на один год. Таким образом, общий срок, начисленный подсудимым российской Фемидой, составил 13 лет лишения свободы. Если учесть, что отсчет срока идет с момента ареста экс-руководителей ЮКОСа по первому делу, то есть с 2003 года, то оба осужденных должны выйти на свободу не позже 2016 года.
Такой вердикт суда не удовлетворил общественность, находившуюся как в зале суда, так и возле него. Услышав судебное решение, люди стали скандировать: «Позор!»
«Судьи Мосгорсуда уже неоднократно проявляли полнейшее пренебрежение законом и круговую поруку, рассматривая дела, связанные с нашими подзащитными. Сегодняшнее кассационное определение не стало исключением. Решение суда — незаконное, необоснованное и несправедливое, в чем благодаря публичности и открытости нашей позиции убедился уже весь мир. Естественно, мы будем обжаловать сегодняшнее решение во всех доступных нам по закону российских и международных инстанциях», — заявил адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант.
«После выступлений команды защиты и наших подзащитных судьи Московского городского суда не могут сказать, что решение принималось ими в условиях недостатка информации. Поэтому нельзя говорить об ошибке правосудия или добросовестном заблуждении судей. На наш взгляд, сегодня еще одна судебная инстанция поставила свои имена под заведомо неправосудным приговором», — отметил адвокат Платона Лебедева Константин Ривкин.
Защита Ходорковского и Лебедева намерена обратиться с жалобой на решение российских судебных инстанций в Европейский суд по правам человека. Адвокат Елена Липцер объяснила, что уже сейчас подсудимые могут ходатайствовать об условно-досрочном освобождении, так как приговор вступил в законную силу. При этом большую часть срока осужденные уже отсидели.
Комментирует Георгий Сатаров, президент фонда «ИНДЕМ»
Ничего эпохального и неожиданного в сегодняшнем решении Мосгорсуда нет. Это естественный итог для уголовных процессов, которые вдохновляются конкретными людьми, а именно — Владимиром Путиным и Игорем Сечиным, исходя из их политических интересов.
Если говорить о судебной системе в целом, то подавляющее большинство дел, в которых нет заказного политического или коммерческого интереса, решаются в рамках закона. Однако есть и иные дела, при разбирательстве которых судом нормы права фактически игнорируются.
Например, категория дел, которая связана с нарушением избирательных прав. Здесь власть практически никогда не проигрывает. Бывают редкие исключения, когда судьи выносят правосудное решение, но обычно такие судьи перестают быть судьями. Как правило, суд при принятии решения по таким делам является одним из соучастников уничтожения политической конкуренции в стране. И это России еще аукнется.
После первого приговора по делу Ходорковского и Лебедева судебных процессов над бизнесменами по всей стране было немало. Это привело, в частности, к колоссальному оттоку инвесторов из России и масштабному вызову капитала, что и является главным негативным последствием такого рода заказных дел.
Многие ожидали, что в «дело ЮКОСа» вмешается Дмитрий Медведев, однако этого не произошло. Но самое интересное, что глава государства и не собирается этого делать. А это может говорить лишь об одном: в России президента нет.
Материал подготовили: Елена Славолюбова, Роман Попков, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии