Когда о деградации молодежной среды говорят оппозиционные политики или бабушки у подъезда, это легко объясняется предвыборным пиаром или пресловутой проблемой «отцов и детей». Но заявление ректора одного из крупнейших вузов страны Игоря Ильинского о том, что «если негативным процессам и тенденциям в молодежной среде не поставить предел, если ход событий не переломить, они примут необратимый характер, и тогда Россию ждет глобальная социальная катастрофа», воспринимается как апокалипсическое предостережение.
Безусловно, факты, приведенные Ильинским: молодежь менее здорова, менее развита умственно и культурно — известны и периодически обсуждаются. Но в совокупности они дают слишком безрадостную картину, которая пугает в том числе и тем, что противоречит основному правилу развития любого общества. Получается, что, несмотря на объявленную модернизацию, Россия стремительно катится назад.
Удивительно, но объяснение подобного регресса лежит на поверхности и общеизвестно.
Если говорить о здоровье, то медики видят причины его ухудшения у нынешней молодежи не только в социальных факторах: отсутствие возможности и средств заниматься спортом; некачественное питание, почти на сто процентов состоящее из генно-модифицированных продуктов с искусственными добавками; загрязненная окружающая среда и так далее, — но и техническом прогрессе. Компьютер, мобильные телефоны, пульт от телевизора — их влияние на здоровье детей и подростков до конца не изучено. Технические новинки входят в жизнь быстрее, чем ученые могут разобраться, с какого возраста и как часто ими можно пользоваться. Лоры и офтальмологи констатируют, что подростки глохнут и слепнут, но научных доказательств, что причиной этих болезней является плеер, жидкокристаллические экраны или очки 3D, пока нет.
С образованием тоже не все так просто. Конечно, легко было бы во всем обвинять ЕГЭ и современную систему образования. Однако, по мнению ученых, способность воспринимать и обрабатывать информацию у поколения 90-х и «нулевых» намного ниже, чем у их родителей. Версий о том, с чем это связано, появилось великое множество. Самая популярная из них опять-таки привязана к компьютеру, который дает уже обработанную информацию, не оставляя возможности детям ее анализировать.
О причинах культурных и духовных диссонансов юных россиян можно также писать целые диссертации, что вместе с тем не отменяет извечный вопрос: «Что делать?»
Ильинский прямого рецепта не дает. И это объяснимо: он философ. А философы лишь описывают жизненные законы и закономерности, но не лечат их. Поэтому нам только и остается, что ждать реакции государства.
Комментирует Любовь Духанина, член Общественной палаты РФ, директор средней общеобразовательной частной школы «Наследник»
Сравнивать нынешнюю молодежь с предыдущими поколениями, в том числе и ребятами, выросшими в трудные 90-е годы, неуместно. Есть области, в которых сегодняшние подростки развиты многократно лучше своих предшественников. Это все, что связано с информационными технологиями. У них выше скорость принятия решений. Они прагматичнее. Кто-то скажет, что это не очень хорошо, но при решении конкретных жизненных задач прагматизм является очень неплохим качеством.
Хуже дело сегодняшней молодежи обстоит со здоровьем. Это их проблема и наша вина.
Четко сформулированных нравственных позиций, на которые ребята могли бы ориентироваться, сегодня нет. Мероприятия в рамках молодежной политики проводятся в большом количестве. Но происходит это в рамках неких отдельных проектов. Метод же проектов предназначен для решения краткосрочных задач. Он хорош на локальных участках, но недостаточен для формирования мировоззренческой позиции целого поколения.
Дело осложняется тем, что сегодня реально отсутствуют общественные формы организации молодежи. Речь не идет о том, что необходимо всем опять надевать красные галстуки и прикреплять к груди комсомольские значки. Однако опыт проживания неких жизненных ситуаций вместе, совместная подготовка к какому-то делу, знание того, что от результатов твоих действий зависит твоя жизнь и жизнь окружающих тебя людей, — все это очень важно, но в настоящее время присутствует фрагментарно.
Причиной сегодняшней ситуации стал в том числе и отказ в начале 90-х годов от воспитательной роли школы. Раньше не было понятия «учебный процесс», но были понятия «учебно-воспитательный процесс», «воспитательный момент урока» и так далее. Даже задачи для учебников по той же математике составлялись с учетом этого воспитательного аспекта.
Сейчас же к содержанию учебников существует множество вопросов. К тому, какие герои в них присутствуют, помогают ли они друг другу, делают ли добро. Герои, исходящие из не эгоистичных побуждений. Это важно уже на таком уровне.
Вернуть воспитательную функцию в школу сегодня будет непросто. За два десятилетия, прошедших с момента отказа от нее, в стране выросло и выучилось много учителей, которые видят свою задачу только в том, чтобы дать детям лишь определенные знания, не заботясь об их нравственности.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов
Комментарии