Сегодня в городе Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в 7.15 по местному времени (0.15 по Москве) на веранде детского сада №80 произошел взрыв. Взрывное устройство находилось в коробке, перевязанной изолентой и подарочной ленточкой. Пострадала пятилетняя Ульяна Зезик, которую вместе с еще тремя ребятишками воспитательница вывела встречать других детей. Девочка заинтересовалась коробкой и толкнула ее. Неожиданно коробка рванула — на Ульяне загорелась одежда, осколки попали в лицо.
Как впоследствии установили эксперты, взрывное устройство сработало не полностью: воспитательница успела отшвырнуть остатки коробки ногой, чем сумела предупредить более тяжкие последствия. Бомба была изготовлена непрофессионально, начинена обрезками проволоки и гвоздей в качестве поражающего элемента, ее мощность, по предварительным данным, составила около 7 граммов в тротиловом эквиваленте.
Ульяна Зезик с термическими ожогами шеи и обоих глаз I и II степени тяжести была срочно госпитализирована в городскую больницу №4. В настоящий момент ее состояние врачи оценивают как среднетяжелое. У палаты пострадавшей девочки полиция выставила охрану.
Позже выяснилось, что сотрудники детского садика, совершающие ежедневно обход территории в начале рабочего дня, в этот раз просто не успели осмотреть веранду, где оказалась роковая коробка.
На месте преступления продолжает работать следственно-оперативная группа. В качестве усиления в Комсомольск-на-Амуре прибыли сотрудники краевых управлений МВД, ФСБ, Следственного комитета и прокуратуры. Дано предписание о проверке всех детских площадок, детсадов, а также иных учреждений образования и здравоохранения.
Официальная реакция правоохранительных органов последовала незамедлительно. Произошедшее было немедленно квалифицировано как теракт, возбуждено уголовное дело по статье 205 Уголовного кодекса РФ. Руководитель УВД по Хабаровскому краю Андрей Сергеев на пресс-конференции заверил общественность, что преступление будет раскрыто, исполнители и организаторы будут установлены и в случае оказания ими сопротивления при задержании — ликвидированы. Краевое УВД обратилось к гражданам с просьбой сообщать, в том числе анонимно, любые способствующие раскрытию преступления сведения. Полпред президента по Дальневосточному федеральному округу Виктор Ишаев также публично потребовал найти террористов.
Сейчас следствие уже определилось с подозреваемым. Полицейскими и сотрудниками ФСБ задержан некий Андрей Батурин, 26-летний неработающий житель Комсомольска-на-Амуре, состоящий на учете как ранее неоднократно совершавший хулиганские действия. Он дал признательные показания в том, что у себя дома собрал бомбу и подбросил ее в детсад. Мотивы преступления устанавливаются.
Какие мотивы могут сподвигнуть к действиям, столь чудовищно далеким от рамок общепринятой морали? Если норвежский террорист Андерс Брейвик, на чьем счету 76 жизней, объясняет совершенное им некой «идеологией», основанной на неприятии миграционной политики, то какой «идеологией» руководствовался тот, кто тащил бомбу в детский садик?
Безысходная стабильность унылых будней российских регионов, подкрепляемая ежедневными новостными сводками о случаях вопиющей, беспричинной жестокости — где одну семью вырезали в Кущевке, другую семью забили молотком в Туле, милиционер избил старушку, а начальник столичного ОВД расстрелял покупателей в супермаркете, — все это, вкупе с намертво застывшими социальными лифтами, лишает некоторых граждан чувства реальности и тем самым еще сильнее обесценивает жизнь. Причем как собственную, так и чужую.
Отсюда и феномен «лазерных хулиганов» — молодых людей, бездумно слепящих лазерными указками пилотов пассажирских самолетов. И будет совсем неудивительно, если вдруг выяснится, что бомба в детском садике — плод скуки, а террористический заговор тут вовсе ни при чем.
Комментирует Владимир Овчинский, криминолог, генерал-майор МВД в отставке, начальник Российского бюро Интерпола в 1997—1999 годах
Я считаю, что теракт в Норвегии аналогичен по своим последствиям событиям 11 сентября 2001 года. Это обострит ситуацию у нас в стране, в Европе и мире в целом. Найдется огромное количество ненормальных, которые будут пытаться пойти по аналогичному пути. Такие подражатели Брейвика, сочувствующие ему люди в России уже появились: «ВКонтакте» уже закрыли несколько групп поддержки норвежскому террористу, но они продолжают образовываться. И из числа этих людей как раз и найдутся те, кто пожелает устроить в России нечто подобное.
Угрозу появления «подражателей» признали и за рубежом. В связи со случившимся на экстренное заседание собирался Европол. Обсуждались действия в связи с возможностью терактов, устроенных неонацистами, исламистами, какими-то нездоровыми людьми или маргиналами. Создана межведомственная комиссия по борьбе с экстремизмом и у нас. Нужно понимать, что все это — адекватные меры.
Поэтому правоохранительным органам нужно быть предельно бдительными и реагировать на любую информацию, заявления граждан и так далее. Я считаю, что по случаям взрывов, подобных тому, что прозвучал сегодня в Комсомольске-на-Амуре, уголовные дела должны возбуждаться по максимально строгой статье.
Особая тема — Интернет. Если задать в поиске «как сделать бомбу», сразу получишь множество советов, из чего ее изготовить, где купить необходимые ингредиенты, как их соединить друг с другом. И эти страницы никто не блокирует. С педофилией борьба разворачивается — даже закрывается доступ к соответствующим сайтам, — а рецепт изготовления взрывного устройства до сих пор найти не проблема.
Необходимо перекрывать всю эту гадость в Сети, законодательно вводить уголовную ответственность за пропаганду событий, подобных норвежским, за распространение рецептов взрывных устройств.
А за группами граждан, склонных к экстремизму, насильственным действиям, нужно усилить наблюдение, вызвать их, переговорить.
В общем, нужно действовать на упреждение. Это стандартный комплекс мер, но проводить его нужно сейчас в жестком режиме.
Материал подготовили: Елена Боровская, Сергей Шурлов, Александр Газов
Комментарии