Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Новая схема финансирования дошкольных учреждений
ЛГ: Давайте поговорим о такой сложной теме, как заработная плата воспитателя, чуть подробнее. Вот публикация из газеты «Известия» под названием «Воспитатели в детских садах получат по заслугам» (я ее вытащил, естественно, из Интернета). «Дошкольные учреждения теперь сами решат, куда пустить полученные из бюджета деньги. С начала октября детские сады распоряжаются выделяемыми на воспитанников средствами самостоятельно. На каждого ребенка дошкольные учреждения теперь получают по 110—120 тыс. рублей в год. Администрация уже планирует нанимать бухгалтеров и разрабатывает собственные системы поощрения лучших воспитателей». Расскажите об этом, если возможно. Что это такое?
ЕС: Я не разделяю скептицизма в нашей профессиональной среде (я думаю, это от незнания происходит, как и все в этом мире) по отношению к переходу на негосударственную форму дошкольных учреждений. В частности, на автономные некоммерческие организации, которые сейчас уходят от плотного взаимодействия с государственным бюджетом и тем самым — от дополнительных «насадок» в виде 94-го закона при закупке материального оснащения детских садов. Безусловно, это касается и распоряжения средствами на материальное поощрение лучших и наиболее профессиональных воспитателей.
Поэтому я думаю, что в данном случае речь идет об автономных некоммерческих организациях. И сегодня там уже есть очень хорошие примеры, скажем, в Тыве. Казалось бы, это республика, которая имеет свою специфику в воспитании детей, да и территориально люди там живут достаточно далеко друг от друга, и не все родители готовы и хотят отдавать своих детей в детские сады. Тем не менее как раз там мы видим яркий пример детских садов, которые перешли на автономку. И буквально за полгода улучшилось материальное оснащение детских садов, появились дополнительные услуги. Заработная плата воспитателей — 14—16 тысяч.
ЛГ: За счет чего?
ЕС: За счет того, что заведующая детским садом самостоятельно распоряжается деньгами. Но при этом существует наблюдательный совет.
ЛГ: Хорошо. А качество воспитания? Образования, если хотите?
ЕС: На сегодняшний день оно более или менее стандартизировано. Потому что существуют методики, утвержденные Министерством образования, которые лицензируют образовательную деятельность.
ЛГ: То есть есть какие-то проверки? Никакой отсебятины...
ЕС: Проверка заключается в лицензировании. Если вы лицензировали ту ли иную программу, которая рекомендована, защищена на уровне министерства, на уровне государства, то, соответственно, есть гарантия того, что дети получают хорошее, качественное образование.
ЛГ: То есть присутствует некая помощь государства, я так понимаю. Государство таким образом передает свои функции...
ЕС: Я всегда была сторонником того, чтобы излишние функции государства были переданы людям, которые могут самостоятельно — и профессионально — их выполнять.
ЛГ: А материально оно помогает?
ЕС: Безусловно. Более того, мы эту помощь хотим расширить. Негосударственные, автономные, коммерческие сады — они, конечно, получают субсидии от государства на содержание ребенка в детском саду. Из региональных бюджетов, а сейчас и из федерального бюджета.
ЛГ: Теперь достаточно острый вопрос: как открыть частный детский сад? Вот я, например, хочу открыть. Что мне для этого надо сделать?
ЕС: Это благородное дело и, безусловно, не убыточное. Мировая практика показывает, что детские сады, дошкольное образование — это целая индустрия, которая при умелом и грамотном распоряжении своими предпринимательскими талантами может обернуться хорошим бизнесом.
ЛГ: Но мы же знаем наших чиновников! Начнутся всякие мытарства по инстанциям.
ЕС: Безусловно, такие проблемы есть. И в первую очередь они связаны с помещениями, где находятся детские сады. Несмотря на то что санитарные нормы, которые мы совместно с нашими ведомствами в июле прошлого года смогли изменить, вывели частные детские сады из тени и поставили их вровень с муниципальными и государственными, еще остаются старые нормативные акты. Я имею в виду пожарные нормы, которые практически исключают возможность легального пребывания детского сада на первых этажах жилых домов.
ЛГ: То есть у себя в квартире я не могу это сделать?
ЕС: Смотря в какой квартире. Я тоже не являюсь сторонником того, чтобы в квартире на девятом этаже был детский сад.
ЛГ: А на первом?
ЕС: На первом и втором — безусловно.
ЛГ: У меня квартира на первом этаже.
ЕС: Вы можете открыть. Но при условии, что ваша квартира отвечает существующим пожарным нормам. Мы сегодня разрабатываем новые. И я надеюсь, что эти смешные нюансы, когда высота потолка ниже какого-то уровня не дает возможности открыть детский сад...
ЛГ: Это бред.
ЕС: Да, это бред. Или ширина лестничного марша на пять или шесть сантиметров меньше установленной. Или во дворе не хватает полметра до предусмотренного нормативами... Это, конечно смешно. Поэтому нам надо поставить вопрос, нужна ли такая жесткая регламентация.
ЛГ: Надо ли сделать порядок открытия частного детского сада не разрешительным, а заявительным, как это принято во многих странах?
ЕС: Нам ничего не мешает. Сегодня открытие бизнеса носит именно заявительный характер. И если вы открываете не образовательное учреждение, а учреждение по присмотру и уходу за ребенком, это тоже носит заявительный характер — как если вы открываете новое предприятие. Поэтому в данном случае никаких преград нет. Но если вы хотите вести образовательный процесс и назваться образовательным учреждением, то нужна лицензия.
ЛГ: Давайте на этом закончим вторую часть. А в третьей части поговорим о наказаниях, которые должны нести люди, совершающие преступления против детей.
Комментарии