Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Социал-демократия в России
ЛГ: Итак, социализм, который набирает силу во всем мире. Это модно — в хорошем смысле слова. Мир левеет. Это признают все эксперты и политологи. Эксперты отмечают, что развернувшиеся по всему миру протесты против глобального капитализма под лозунгом «Захватим Уолл-стрит» — очевидная реакция на власть корпораций. Так давайте поговорим о проблеме социализма и социал-демократии, поскольку «Справедливая Россия » позиционирует себя как социал-демократическую партию. Но социал-демократические лозунги выдвигает не только «Справедливая Россия». У «Единой России», если присмотреться, есть такие лозунги. У коммунистов есть такие лозунги. Есть они и у правых. Практически у всех движений, включая националистические, есть социал-демократические лозунги. Мне бы хотелось немножко разобраться.
ДГ: Я бы уточнил: у многих партий: и у «Единой России», и у коммунистов, и у ЛДПР, и у «Яблока», и у «Правого дела», — вне всякого сомнения, есть социально ориентированные лозунги. Именно социально ориентированные. И это нормально. Вы правильно отметили, что мир левеет. И это, безусловно, главная тенденция современности.
ЛГ: Всем хочется справедливости.
ДГ: Всем хочется справедливости. Что касается нашей партии… Говорить о ее программе — это долго и бессмысленно. В рамки передачи не уложимся.
ЛГ: Давайте о главном. О том, чем вы, скажем, отличаетесь от других.
ДГ: Во-первых, есть триада: справедливость, свобода, солидарность. Справедливость — это справедливое распределение труда, справедливое распределение доходов, справедливое распределение налогов, налогообложения. Вот это справедливо. А то, что происходит у нас, то, что мы ежедневно видим в нашей стране, — это несправедливо. Разрыв между богатыми и бедными достиг чудовищных размеров. Богатых около пяти процентов, если я не ошибаюсь, а все остальные относятся к бедным.
ЛГ: Движение «Захватим Уолл-стрит» говорит то же самое. «Да у нас такой разрыв!» — говорят американцы, англичане, Западная Европа. Это такой вирус. Но справедливости, как мне кажется, в принципе не бывает. Глобальной справедливости.
ДГ: К этому надо стремиться. Задача наша — пытаться добиться справедливого подхода.
ЛГ: А как это осуществить?
ДГ: Для этого существует много мер. Мы выступаем в том числе за прогрессивную шкалу налогообложения. Мы бьемся за этот законопроект. Мы неоднократно выступали с альтернативным бюджетом — Оксана Дмитриева и ее команда.
ЛГ: Альтернативным — то есть социально ориентированным? Да?
ДГ: Социально ориентированным, который, кстати, на практике доказал свою жизнеспособность.
ЛГ: Я сразу хочу возразить относительно социально ориентированного бюджета. Все страны это прошли или проходят. И та же Швеция, которая считается идеалом, и Норвегия начинают уходить от этих бюджетов, потому что выросло целое поколение, если не больше, людей, которые сидят на пособии и не хотят работать.
ДГ: И в Греции то же самое, я хочу напомнить.
ЛГ: И в Соединенных Штатах целые поселки и города...
ДГ: Нужен некий баланс. Он должен достигаться за счет того, что наша промышленность, мы говорим в данном случае о нашей стране…
ЛГ: Конечно.
ДГ: Наша промышленность — она должна работать. Должна наконец быть выстроена система управления нашей страной. А не так, что Владимир Владимирович прилетает в Пикалево и решает все проблемы.
ЛГ: Как поет Макаревич, в Холуево.
ДГ: Совершенно верно. Никакого ручного управления. Это невозможно. Это в итоге ведет к стагнации, застою и краху государства. Ведь не случайно многие заговорили о том, что атмосфера, которая складывается сейчас в нашей стране, очень напоминает где-то середину или конец 70-х годов. Это последние годы эпохи Брежнева. И что-то много схожего. На это обращают внимание многие деятели культуры, в том числе, кстати, и упомянутый вами Макаревич.
ЛГ: Президент и премьер-министр тоже об этом говорили. И нашли какие-то свои отличия. Стабильность та и стабильность эта — это две разные вещи.
ДГ: От сказанного до сделанного гигантская дистанция. Я скажу вам одну страшную вещь. На протяжении всех «нулевых» годов, с момента прихода к власти Владимира Владимировича, все, что делалось в нашей жизни, включая экономику, промышленность, средства массовой информации, работу с политическими партиями, строилось по принципу: если по «ящику» показали, значит, это событие было в жизни общества. Если по «ящику» не показали, значит, не было ничего. И ничего подобного не существует. Этот принцип кремлевские идеологи внедрили в нашу жизнь и на протяжении десяти лет активно им пользуются. Я не вижу репортажей о том, что происходит в нашей промышленности, в металлургии, в угольной отрасли. Я не вижу никакой информации, связанной с жизнью народа, с населением, на центральных каналах. А «потемкинские деревни» мы наблюдаем почти каждый день.
ЛГ: Предположим, «Справедливая Россия» пришла к власти. С чего вы начнете, что будете ломать?
ДГ: Мы партия социал-демократическая, и в этом наше отличие от коммунистов. Хотя все мы вышли из социал-демократии, если посмотреть историю. Просто методы разные. Если коммунисты ратовали за диктатуру пролетариата, за вооруженный захват власти, за слом всей системы, которая существовала до них («Весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем мы наш мы новый мир построим»), то мы за эволюционный, за реформаторский, за парламентский путь развития нашей страны. Ломать мы ничего не будем. Мы готовы усовершенствовать эти механизмы. Наша программа, которая была утверждена 24 сентября на съезде партии, как раз таки и предполагает усовершенствование существующей системы.
ЛГ: И последний вопрос. Есть же международный Социалистический интернационал. Вы входите в него?
ДГ: Наша партия является его членом.
ЛГ: Только вы?
ДГ: Мы единственная российская пария, которая является его членом. Я напомню, что Социнтерн объединяет более 150 политических партий со всех континентов мира. Я напомню, что в Европарламенте фракция социал-демократов самая значительная, самая мощная. И напомню о том, что лидер этой фракции Мартин Шульц в следующем году будет, наверное, президентом Европарламента. И наши коллеги из-за рубежа очень внимательно наблюдают за предвыборными событиями в нашей стране. И главным образом наблюдают за нами, их коллегами по социал-демократической борьбе. И для них небезразлично, как эта кампания пройдет и какие будут результаты.
ЛГ: Хорошо. Давайте мы на этом вторую часть закончим. А от социализма и социал-демократии логично будет перейти к жизни и судьбе той части нашего народа, которая является движущей силой в том числе и различного рода движений. Это шахтеры. О шахтерах и поговорим.
Комментарии