В президентском Совете по развитию гражданского общества и правам человека была создана группа, которая должна разработать проект «общественного телевидения» — от структуры финансирования до концепции подачи материалов.
Однако пока этот проект вызывает слишком много вопросов — и не только технических.
До конца на решен вопрос о том, будет ли «общественное телевидение» создаваться на новой частоте или же под него будет выкуплен один из уже существующих телеканалов. Пока наиболее вероятным считается создание «общественного телевидения» на частоте телеканала «Звезда».
Другой вопрос — кадровый. Независимому «общественному телевидению» потребуются журналисты, а отнюдь не пропагандисты, мастера по нарезке компромата и служба информационной поддержки судебных приставов при проведении рейдерских операций. По словам Михаила Федотова, главы президентского Совета по развитию гражданского общества, для работы на новом канале тележурналистам придется пройти серьезную переподготовку. «Они не могут проявлять свою волю ни к одной партии, ни к другой, не могут проявлять свою неприязнь к тем или иным партиям. Они должны быть сбалансированными, точными. Они не имеют права ни на какие эмоции», — сказал он.
Еще один вопрос — финансовый. По замыслу разработчиков проекта, финансирование «общественного телевидения» будет складываться из бюджетных дотаций через Фонд развития общественного вещания, пожертвований (сумма которых вычитается из налогов) и введения дополнительного налога на рекламу на телеканалах.
Нетрудно заметить, что доля государства в финансировании «общественного телевидения» достаточно велика. Не стоит обольщаться и по поводу «частных пожертвований»: известно, что в нашей стране они представляют собой нечто среднее между неофициальным дополнительным налогом — точнее, оброком — и взяткой. «Равноудаленные олигархи» спонсируют разнообразные пафосные проекты власти (от «Сколкова» до «Селигера»), за что получают дополнительные преференции. То есть финансирование за счет «пожертвований» еще не означает реальной независимости проекта. А как известно, кто платит, тот и заказывает музыку.
Станет ли «общественное телевидение» таковым не по названию, а по духу и сути? Собеседники «Особой буквы» сомневаются в этом.
«Независимое общественное телевидение невозможно создать в стране, где нет нормальной политической системы, — убеждена Людмила Телень, главный редактор сайта радио «Свобода». — Это «липа».
Сходного мнения придерживается и ее коллега по журналистскому цеху Виталий Дымарский:
«У нас в сфере общественной жизни создаются оболочки с содержанием, которое не соответствует оболочкам. В России есть демократические институты, но демократии нет. Под видом «общественного телевидения» будет создан очередной рупор власти. Что касается общественного контроля — мы на примере Общественной палаты знаем, как нынешняя власть умеет это организовывать. Ну, будет создан «общественный совет», войдут туда «общественники» — те же, что вошли сейчас в «Общероссийский народный фронт». Что изменится?»
Дымарский, однако, допускает, что в более-менее отдаленной перспективе, по мере общей либерализации государства, появятся предпосылки для создания реального, а не имитационного, «общественного телевидения». «Надо смотреть, какова будет реакция на то давление, которое власть испытывает снизу», — подчеркивает он.
Что касается происходящих сейчас изменений в работе государственных СМИ, то наш собеседник считает их скорее политическими увертками власти, чем признаками реальной либерализации.
«Существует много политтехнологических приемов, которыми власть пользуется — и, надо признать, умело — для того чтобы создавать видимость демократии и общественного контроля. Посмотрите, что творится на государственном телевидении! Вдруг появилась оппозиция — явно это делается для того, чтобы как-то утихомирить народные протесты. В то же время мы видим, каким образом показана оппозиция, как их вырезают, обрезают, в каком контексте подают».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии