Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Илья Пономарев, ч. 2
— Либералы сейчас пребывают в эйфории. Они считают, что нынешние выступления — это либеральный протест. Действительно ли это так? И какие перспективы у левой идеологии?
Тот протест, который мы видим сейчас на улицах и о котором пишут, это протест московский. Но Москва не Россия. Люди здесь живут совершенно по-другому. И Москва в значительной степени живет за счет эксплуатации регионов, выкачивая из них ресурсы. Безусловно, для основной массы людей это не всегда происходит осознанно. Так уж выстроена экономическая система у нас в стране, потому что именно так можно воровать, именно так можно вывозить капитал за рубеж. Но волей или неволей вся Москва вовлечена в процесс перераспределения финансовых потоков от российских регионов к центру и, соответственно, в западные страны. Поэтому уровень либеральных настроений в Москве значительно выше, чем во всей остальной России.
Но сказать, чтобы данные социологов как-то особенно сильно воодушевляли либералов, нельзя. Они показывают, безусловно, что в Москве либералов много. На площади их было 40—45 процентов. Это в принципе совпадает с тем, что мы наблюдаем на различного рода либерально-ориентированных интернет-сайтах. Когда на таких сайтах проводится голосование, то голоса набирает партия «Яблоко», Прохоров, который пользуется сейчас определенной популярностью, и так далее. Однако когда дело доходит до голосования по всей стране, мы видим совершенно другие предпочтения. Люди, которые выходят на такие же митинги в регионах, они в основном выходят под красными знаменами КПРФ, под оранжевыми знаменами «Справедливой России» или без всяких знамен, но, тем не менее, с социальной повесткой дня. Потому что те проблемы, которые их волнуют, — это зарплаты, это пенсии, это жилищно-коммунальное хозяйство, это состояние дорог. Это социальные проблемы, которые являются ежедневными.
И главная линия контрпропаганды против нас как раз в этом и заключается. Почему показывают по телевидению эти митинги? Ровно для того, чтобы транслировать эту позицию бабушке где-нибудь в Урюпинске. Чтобы сказать ей: вот смотри — на трибуне все эти 90-е. Посмотри, как они одеты, на каких машинах ездят, какие слова говорят. Ты хочешь этого? Ты считаешь, что эти люди выражают твои интересы? И бабушка в ужасе говорит: нет. Если выбирать между этими и Путиным, я выберу Путина. И она голосует за Путина. Это основная линия пропаганды.
В этом смысле задача всех протестных сил, и прежде всего сил левых, — объяснить то, что сейчас происходит. Показать, что на данный момент мы все в одной лодке. Мы хотим честных выборов. На честных выборах победят левые, никакого сомнения в этом нет. Но до честных выборов надо дожить. Революции и любые перемены совершаются в Москве. Соответственно, необходимо добиться единства. Необходимо, чтобы все люди, которые разделяют лозунг новых, честных, свободных выборов, выходили на площадь. И мне кажется, нам пока это удается.
Комментарии