Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Илья Пономарев, ч. 3
— Сейчас модно говорить о том, что наступил век сетевых структур, во многом безлидерных, неидеологических, что партии с жесткой вертикалью — это все пассажиры из прошлого века. На ваш взгляд, в послепутинской России произойдет возрождение партийности?
Безусловно. Я думаю, что партии будут иметь место. Потому что партия — это мобилизационный механизм, партия — это субъектность. Партия — это возможность для группы людей каким-то образом выработать общую позицию, которая была бы донесена до всего остального общества и как-то в нем прозвучала. Выборы — это как раз способ замерить, какая позиция более популярна, а какая менее популярна.
Вместе с тем я думаю, что представительная демократия, для которой, собственно, и нужны партии, в принципе доживает последние, может, не годы, но десятилетия. По мере развития новых информационных технологий мы придем к прямой демократии, когда в терминалах, которые стоят в городах на каждом углу, можно будет не только оплатить счета, но и высказать свою точку зрения по вопросам, которые будут выноситься на общенародное обсуждение.
Я считаю, что все важные вопросы должны выноситься на общенародное обсуждение. И наем людей в исполнительную власть должен осуществляться на основе такого же контракта, какой заключается при найме на любую другую работу. То есть, претендент на пост министра должен говорить: если я становлюсь министром здравоохранения, то моя задача через год добиться снижения смертности на такой-то показатель, через два — на такой-то, через три — на такой-то. Такие-то лекарства — через год, такие-то — через два, такие-то — через три года. Если ты выполняешь этот контракт, то продолжаешь быть министром. Не выполняешь — вылетаешь со своей позиции.
Этот контракт должно сформулировать общество. Оно должно согласиться, что именно это является программой действий министерства. А то сейчас люди сами себе рисуют программы, сами перед собой отчитываются, сами не выполняют и сами не несут никакой ответственности.
Но в переходный период партии, безусловно, существовать будут. Хотя развитие сетевых технологий приведет к тому, что от партий XIX века, где надо физически собираться, голосовать и так далее, мы начнем уходить. Протокол, секретарь, обком... Все же партии устроены одинаково, как это было заложено 200 лет назад. Вот от этого, я думаю, мы будем уходить. Мы увидим развитие сетевых партий, которые устроены по принципу социальных сетей. И важно, чтобы законодательство такие вещи принимало.
Материал подготовили: Роман Попков, Тарас Шевченко, Виктория Романова, Ольга Азаревич, Лидия Галкина, Александр Газов
Комментарии