На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

24 ноября 2024

Общество

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Либерализация законодательства о партиях. Церковь и государство. «Холодная гражданская война»

Степан МЕДВЕДКО,

вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры

Враг уже есть, а позитивной повестки пока не видно

Еженедельная передача «RESET.ПЕРЕЗАГРУЗКА». Ведущий — обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Лев Гулько
Враг уже есть, а позитивной повестки пока не видно 28 марта 2012
Тектонические изменения, происходящие в российском социуме, едва ли могут быть связаны с какими-то частными вещами вроде третьего срока Владимира Путина или социальной зависти. То, что мы видим сегодня, скорее напоминает усталость материала, когда в результате длительного воздействия различного рода напряжений и деформаций тот просто начинает крошиться. Похоже, что общество действительно устало от навязанной ему имитационной модели отношений. Потребность в построении новой модели ощущается все острее, но решить эту задачу можно только при опоре на некие глубинные ценности, объединяющие людей. Пока не будут созданы площадки для диалога и оппоненты не научатся слушать друг друга, «холодная гражданская война» в нашем обществе не прекратится.

«Холодная гражданская война»

ЛГ: «Холодная гражданская война» — это что? Между кем и кем она ведется?

СМ: Очень хороший термин предложил блогер Иван Давыдов. На самом деле мне очень нравится это определение. Суть идеи «холодной гражданской войны» в том, что в обществе сейчас зреют определенное противостояние отдельных социальных групп, определенный негатив и неприятие. То есть подкармливается образ врага. Еще недавно вся наша общественность представляла какую-то относительно гомогенную аморфную массу, в которой были отдельные вкрапления — «русский марш» отдельно, либералы отдельно. На подъеме митинговой активности, на подъеме всех этих движений за честные выборы картина начала меняться. Но митинговая волна вроде схлынула, а поиск врага остался.

ЛГ: Мне кажется, с двух сторон.

СМ: Совершенно верно. И даже не с двух, а с многих сторон. Поиск врага проявляется не только в том, что имеются либеральная и консервативная части, которые…

ЛГ: Норковые шубы и бушлаты…

СМ: Или хомячки и анчоусы. Их по-разному называют. Я вообще противник подобного рода сравнений. И там и там русские люди в основной своей массе. Проблема в другом — в том, что пропадает коммуникация. Отсутствует какая-то референтная площадка для диалога. Отсутствует возможность слышать оппонента.

ЛГ: Это же все большевики. Кто не с нами, тот против нас.

СМ: Кто не с нами, тот против нас? Но ведь не большевики это открыли.

ЛГ: Конечно.

СМ: Речь о том, что большевики — плоть от плоти того исторического периода. Они были одной из многочисленных группировок...

ЛГ: А в основе этой гражданской войны что лежит? Зависть одних к другим? Я не пойму.

СМ: Нет, не зависть. В обществе происходят тектонические изменения, и они вряд ли могут касаться каких-то частных вещей, связанных с третьим сроком Путина или с завистью одних к другим. Есть подозрение, что это как усталость материала: она накапливается, и в какой-то момент материал просто начинает крошиться. Есть ощущение, что общество действительно устало от существующей сегодня имитационной модели отношений. И как у тех, так и у других (а также у третьих и четвертых, которые, возможно, пока себя в меньшей степени проявили) есть потребность в построении некоей новой модели.

ЛГ: Как это сделать?

СМ: Как мы выяснили в первой части, не за счет создания квазипартий, а скорее (как мы выяснили во второй части) через поиск каких-либо глубинных ценностей.

ЛГ: Собрать собор?

СМ: А почему бы и нет? В 1613 году это помогло. 400 лет назад избрание царя оказалось достаточно хорошим способом обеспечить гражданский консенсус между, с одной стороны, боярами…

ЛГ: Только мне кажется, что при созыве собора у всех сторон должны быть какие-то собственные выработанные… Чего вы хотите? Чего хочет эта часть, эта, эта и эта? Конкретно не сформулировано.

СМ: Совершенно верно. Еще одна из проблем заключается в том, что враг есть, а позитивной повестки нет. Представлена только негативная повестка: мы против того или иного конкретного человека. Так, либералы пишут: «Кургинян плюются желтой слюной»...

ЛГ: Да.

СМ: Хорошо, он плюется. А вы?

ЛГ: Один из последних вопросов. Как собрать собор? Как? Как собрать собор в многонациональной, многоконфессиональной, многополярной России. Стержень где? Церковь?

СМ: Церковь, несомненно, является одной из скреп, способных объединить людей. Мне кажется, что третий срок Владимира Владимировича — это уникальный шанс. То, что две трети россиян поддержали его, — это все-таки еще один кредит доверия. Второй, или третий, или даже четвертый — с учетом того, что был еще и преемник. Это тот самый исторический шанс, когда он, возможно, должен стать проводником новой политики. Даже если при этом ему придется во многом пойти против своей команды.

ЛГ: Это большая ответственность, надо сказать, и большой груз. Это еще надо выдержать.

СМ: Но этот человек уже показал, что он может это сделать.

ЛГ: Хорошо. Спасибо вам большое. А нам остается только ждать, что произойдет дальше. Степан Медведко, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры, был сегодня у нас в студии. Еще раз спасибо.

 

Материал подготовили: Лев Гулько, Тарас Шевченко, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Ольга Азаревич, Лидия Галкина, Мария Пономарева

Комментарии
Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости