Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Сергей Нефедов, космонавт-испытатель, ч. 4
Я как бывший космический испытатель хочу защитить наших ребят-космонавтов от различного рода нападок. Ребята молодцы. Ребята действительно герои. Ребята — профессионалы высочайшего уровня.
Когда говорят о станции «Мир», произносят такую сакраментальную фразу: она утонула. Это что-то мне напоминает. Кто-то когда-то в одном из интервью иностранным коллегам тоже сообщал, что она утонула. Подводная лодка «Курск». Она, станция «Мир», не утонула. Ее утопили. Надо сказать, что при этом она отработала несколько своих назначенных ресурсов. И это говорит о величии нашей техники. Грубо говоря, она была рассчитана на пять лет, а летала 15 лет и даже больше. И, конечно, системы старели, системы выходили из строя. Поломки всякие. А кто их устранял? Ребята, космонавты. Зачастую в буквальном смысле жертвуя своим здоровьем, жертвуя своей психикой, проявляя удивительное мужество. А удивительное мужество, в частности, в том, что там им никто ничем помочь не может. Туда не подойдет ни такси, ни трамвай, ни паровоз, не снимет их через полчаса с орбиты.
Очень легко обвинить космонавта, летчика, кого угодно — любого стрелочника. Никто не хочет посмотреть в зеркало, увидеть там свое отражение и сказать: вот кто виноват. Мало кто себе честно в этом признается. Конечно, есть и человеческий фактор. Есть различного рода ошибки — психологические, психические, ошибки личных контактов, взаимоотношений. Там все влияет. Все, что нам на земле совершенно незаметно, там приобретает первостепенную роль. И все-таки я хочу закончить тем, с чего начал. Космонавты наши — это великие люди. Они были великими и великими остаются. Потому что в любом полете, будь он более сложным технически или менее, они остаются первопроходцами. 500-й полет или 700-й — они все равно первопроходцы, потому что в каждом полете они обязательно что-то делают первыми.
Изменяется ли сегодня отношение к ребятам-космонавтам? Мне кажется (это моя субъективная точка зрения), изменяется — в лучшую сторону. Со знаком плюс. Мы опять ощутили себя исследователями, ощутили себя первопроходцами. К нам вернулось чувство познаваемости мира, чувство ответственности человека. Технику можно запускать и без человека. Но развитие техники без человека невозможно, тем более освоение космического пространства. Может, в моих словах вы заметили какую-то личную заинтересованность. Это тоже есть. Почему? Потому что я как профессионал знаю тяжесть всей этой работы, ответственность этой работы — и эффективность этой работы.
Представьте, что ваше детище, в котором вы полностью уверены как конструктор, как разработчик, как автор, вдруг по каким-то причинам не летит и падает. Упал не «Фобос-Грунт» — упали миллиарды и миллиарды затраченных нами с вами рублей. К сожалению, как цинично это ни звучит. А те люди, которые видят, как их детище гибнет, конечно, испытывают колоссальный стресс. Но, подчеркиваю, величие этих людей состоит в том, что они этот стресс преодолевают. Не падают духом, не умирают, не накрываются белой простыней и не ползут на кладбище. Они стиснули зубы и знают, что это еще не конец жизни. Завтра будет новый день. Завтра солнце вновь взойдет на востоке и зайдет на западе, независимо от наших политических убеждений. И завтра мы обязательно сделаем очередной шаг в космос. И говоря об этом, я подразумеваю, что этим будут заниматься не просто умные, профессиональные, гениальные, но и очень ответственные люди. И за себя, и за свое будущее, и за будущее своих детей и внуков. За будущее наших потомков.
Материал подготовили: Роман Попков, Тарас Шевченко, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Ольга Азаревич, Лидия Галкина, Александр Газов
Комментарии