А богаты мы следующей фактурой. Серия взрывов в крупном городе на востоке страны (восток условный, коль скоро в политическом смысле Украина делится именно на восток и запад). В результате этих взрывов есть пострадавшие. Однако! При таком количестве взрывов число пострадавших можно считать незначительным. Поймите правильно эту формулировку, но мы тут, в Москве, знаем, чем может закончиться даже один взрыв в метро — десятки трупов, сотня раненых. В Днепропетровске — слава богу! — до такого кошмара не дошло.
Неужели террористы были такими плохо подготовленными, что, организовав столь массовую атаку, промахнулись с мощностью и расположением зарядов? Вряд ли. Не верится в это. И не похоже, чтобы это был отвлекающий маневр, поскольку сейчас все спецслужбы и граждане в максимальной бдительности.
Значит, напрашивается вывод, что атака эта носит прежде всего психологическую цель. Чтобы при относительно небольших жертвах поднять максимально возможный шум. Эта цель в любом случае достигнута.
Теперь подумаем, кому и зачем это надо.
Первая версия очевидна. Политика. На Украине грядут очередные выборы, которые в этой стране, складывается впечатление, проходят непрерывно. И там опять жесткое противостояние власти и оппозиции. Там Тимошенко бьют и морят голодом. Там буря во всех стаканах и прочих емкостях с водой. И естественно предположить, что политические силы (какие-то) задумали провокацию.
Но я, честно говоря, не очень понимаю, кому это выгодно конкретно. Вот в «Партии регионов» сразу сказали, что это на руку оппозиционерам. Мол, «оранжевым» выгодна нестабильность в стране, чтобы показать слабость власти. Но оппозиция, в свою очередь, говорит, что взрывы как раз на руку властям, чтобы под предлогом наведения порядка закрутить гаечки.
И та и другая точка зрения — это классика. Потому что оппозиционерам грех не обвинить власть, если в стране непорядок. А власти грех не свалить все на своих противников, которых под власть любыми способами копают.
Но если обратиться к опыту прошлого, то для Украины беспредельные силовые методы все-таки не характеры. Бузить там могут очень активно. На площадях собираться, пикетировать, голодать — тоже могут. Могут политических оппонентов затаскать по судам. Дело Гонгадзе показало, что и убить могут. Но чтобы вот так цинично взрывать людей… На это просто духу не хватит ни у кого из украинских лидеров — по обе стороны баррикад. И даже тот факт, что взрывы гремят в одном из традиционных оплотов «Партии регионов», сам по себе ни о чем не говорит.
Есть еще одна версия. И связана она с приближающимся чемпионатом Европы по футболу. Мол, кто-то хочет сорвать его проведение или, во всяком случае, бросить густую тень на способность Украины его провести.
В эту версию я тоже не очень верю. Способность Украины подготовиться и все нормально сделать подвергали сомнению многократно. Но сейчас страна, в общем, к турниру готова. Не идеально, но готова. Я недавно в республике был — как раз на полях будущих «сражений» — и видел, что там до сих пор стройка. Но стройка близка к финишу, и то, что сделано, выглядит довольно пристойно.
А главное — сейчас уже поздно что-то менять. Чемпионат невозможно отменить. Его нельзя перенести в другую страну. Его нельзя провести даже силами одной Польши, у которой, кстати, тоже проблем с подготовкой оказался вагон и маленькая тележка.
Кроме того, украинцы — футбольная нация. Чемпионат Европы — это то, что всех их объединяет. И я не думаю, что есть в стране сила, которая хотела бы отмены турнира на родине.
Есть и еще одна версия. Психопатическая. Ее рассматривать труднее всего. Просто потому, что ход мысли психопата для нормального человека непонятен. Чего добивается псих, мы можем вообще никогда не узнать. Вдруг смысл взрывов и состоит в том, чтобы взрывать? На данный момент, как ни странно, у этой версии меньше всего противопоказаний. Потому что выглядит все как возникшее из ничего на пустом месте. В стране, где террора не было, он вдруг появился.
Я понимаю, что такая версия мало кого устроит. Потому что на психов легче списать все что угодно — «ну, сумасшедший, что возьмешь». А потому публика во всем же хочет увидеть закономерности. Жить в мире, где нет логики, страшно. Поэтому так популярны конспирологические теории, чьи авторы в любом невинном происшествии видят глобальный заговор.
Но на данный момент, еще раз говорю, у нас слишком мало информации, а ярким выглядит, на мой взгляд, именно тот факт, что при большом количестве взрывов пострадавших не так много. Поэтому эту атаку я пока считаю психологической.
Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов
Комментарии