— Адекватна ли предложенная мера? К чему она приведет?
Могу сказать вполне определенно и со знанием дела. Нынешняя правовая система и прежняя советская предусматривали, что Генеральная прокуратура является высшим надзорным органом в стране, который надзирает за исполнением должностными лицами, гражданами действующего законодательства. И никто не снимал с прокуратуры обязанности следить за милицией, теперь — полицией, с точки зрения правомерности служебных действий, в том числе при работе с гражданами, с их письменными жалобами, заявлениями или задержаниями, о чем мы и говорим. Никто не снимал.
Меня удивляло, что последние годы, особенно после увольнения генерального прокурора Юрия Скуратова, прокуратура забыла о том, чем она должна заниматься в отношении МВД. Об этом забыли все — и граждане, и журналисты. Знали только профессионалы, те, кто разбирается в этих вопросах.
Поэтому то, что прокурор города Москвы сегодня об этом сказал… Ну наконец-то! Вспомнили, чем они должны заниматься.
А с точки зрения того, нужно ли это, — безусловно, нужно. И, конечно, это нужно делать повседневно, в том числе в вечернее и в ночное время, чтобы полиция знала, что она находится под надзором уполномоченного обществом, народом государственного института Генеральной прокуратуры. И что именно этот орган имеет право поставить вопрос об уголовной ответственности должностных лиц, которые неправомерно действуют в отношении того или иного человека в Российской Федерации.
Поэтому я полностью поддерживаю позицию прокурора, но говорю: запоздали, основательно запоздали, господа.
— С преступлениями в полицейских участках, о которых в последнее время постоянно рассказывают СМИ, эта мера поможет бороться?
Безусловно. Это скажется на законности действий правоохранителей, прежде всего в Министерстве внутренних дел, в системе полиции. Второе — это скажется на действиях руководителей подразделений, чьи подчиненные в вечернее, в ночное время несут службу. Они теперь будут, в свою очередь, не сидеть вечером по домам, а смотреть, чем занимаются их подчиненные, контролировать, работать, проверять, смотреть. Осуществлять свой внутриведомственный надзор за деятельностью сотрудников, что нам тоже крайне важно сегодня восстановить.
Внутри МВД за последние 10—15 лет идут колоссальные процессы разложения. Которые привели к тому, что руководители подразделений среднего звена и более высокого уровня просто забыли свои обязанности работать с подчиненными повседневно, в том числе в вечернее и ночное время, когда их люди находятся на службе. Независимо от того, отработал ли начальник свой день или нет, он обязан в любое время контролировать деятельность своих работников. Органы прокуратуры еще раз их подстегнут к этому. Это положительный момент, я его поддерживаю.
В настоящее время, когда произошел мощный прорыв плотины негатива, набора отрицательных качественных характеристик системы МВД в отношении исполнения их обязанностей, общество и государственные институты России в конце концов основательно взялись за эту систему, с тем чтобы в ней навести порядок. Прокурорские проверки — это тоже определенный вклад в восстановление законности внутри правоохранительной системы.
— Какие еще есть меры, позволяющие бороться с произволом в полицейских участках?
Прежде всего, то, о чем мы сейчас говорим. Это внезапные проверки в вечернее, ночное время со стороны работников прокуратуры.
Например, в советское время, 16 лет назад, мне приходилось самому принимать участие в подобных проверках с участием работников прокуратуры, а еще с участием и органов местной власти: мэрии, исполкома, депутатов местного уровня. Проверяли участки участковых инспекторов, изоляторы временного содержания, медвытрезвители и спецприемники, где содержаться лица, задержанные за разного рода подозрительные действия. Мы смотрели, насколько законно люди там находятся, насколько правомерно их задержали сотрудники милиции. Это было в практике. Сегодня жизнь опять заставляет вернуться к тому, что было в свое время в деятельности по надзору за органами внутренних дел. И это правильно.
Данные меры не должны носить сугубо популистский характер, а иметь продолжение с определенным результатом. Я надеюсь, что так оно и будет. Поскольку всех уже все достало, что связано с системой МВД и нарушением законности в отношении граждан. Если прокурорские работники будут принимать участие в этих рейдах, проверках, то, как правило, после выявления нарушений всегда следует соответствующий документ со стороны прокуратуры в адрес руководителя органа внутренних дел по привлечению того или иного человека к ответственности, в том числе постановка вопроса и об уголовной ответственности.
Я убежден, что в этой части определенные выводы будут. Но нам с вами — нам, депутатам, вам, журналистам, — тоже не стоит дремать, а когда мы будем узнавать, что такие проверки проводятся где-то в каком-то районе региона, в том числе в Москве, интересоваться их результатами, то со своей стороны поставим под контроль и саму прокуратуру. Убежден, что совместными усилиями результат таких проверок будет достигнут.
— У прокуратуры не возникнет конфликта теперь не только со Следственный комитетом, но и с МВД?
У прокуратуры сегодня частично восстановлено право в Уголовно-процессуальном кодексе, ранее утраченное, по контролю за следствием в целом. А с точки зрения работы и контроля за дознанием органов внутренних дел данное право никто не отнимал.
Просто Генеральной прокуратуре стоит действовать более наступательно. Потому что вопросов к органам следствия и дознания с точки зрения обоснованности возбуждения уголовных дел, законности привлечения к уголовной ответственности граждан РФ больше, чем ответов.
Материал подготовили: Елена Николаева, Александр Газов
Комментарии