До 2009 года Владимир Колокольцев был известен лишь узкому кругу специалистов. После отставки Владимира Пронина из-за расстрела людей Денисом Евсюковым он стал регулярно появляться на экранах телевизоров.
Но узнавать его в лицо страна стала после 11 декабря 2010 года. Тогда, во время беспорядков на Манежной площади, генерал-лейтенант приехал к митингующим, вошел в толпу демонстрантов и провел с ними переговоры. Нельзя сказать, что возмущенные действиями правоохранителей, отпустивших из УВД убийцу Егора Свиридова, демонстранты были вразумлены увещеваниями Колокольцева. Но в личной храбрости ему не откажешь. Вместе с тем этот эпизод характеризует нового министра, скорее, как человека, а не как полицейского.
Как пишет РБК, при Колокольцеве «не возбуждено ни одного уголовного дела за силовые с рваными ранами и переломами костей разгоны омоновцами протестных акций. Зато 3000 обвинительных приговоров за оскорбление и насилие в отношении представителя власти удивили даже видавшую многое председателя Мосгорсуда Ольгу Егорову».
Однако эксперты отмечают, что новый руководитель МВД не замечен в резких публичных высказываниях в адрес оппозиции. Именно по его инициативе в общественный совет при ГУВД Москвы впервые за всю историю были введены реальные гражданские активисты. Они утверждают, что генерал-лейтенант пытался выстраивать с ними конструктивные отношения.
У нового министра отсутствует опыт работы на федеральном уровне. То есть он пока не умеет строить отношения с другими силовиками. Прежде всего, со Следственным комитетом. Но опыт — дело наживное, дипломатичности Колокольцеву не занимать. В противном случае кресло министра он бы не получил.
Ясно, что основной его задачей первое время будет обеспечение политической стабильности в нестабильные времена. Но для этого Колокольцеву придется вплотную заняться исправлением репутации своего ведомства. У только что назначенного министра, конечно, есть временной карт-бланш, но не слишком большой. Месяцев через шесть с главного полицейского будут спрашивать по полной: и общество, и руководство страны.
Комментирует Максим Агарков, журналист
Глава ГУВД Москвы Владимир Колокольцев не был фаворитом гонки за пост министра МВД. Первым кандидатом здесь называли Павла Крашенинникова.
Причин, по которым именно Колокольцев занял эту должность, может быть две. С одной стороны, он лоялен и имеет опыт проведения реформы, борьбы с региональными чиновниками. С другой — он хорошо поработал над предотвращением беспорядков в столице, устранил Строева. Ну и, опять же, он лично предан руководству страны.
Если Колокольцев возьмет некий аппаратный вес, с чем не справился его предшественник, он может попытаться что-то изменить в системе своего ведомства. При Нургалиеве все генералы назначались из администрации президента. Их нельзя было тронуть без согласования с той же АП. Сейчас у нового главы МВД есть шанс изменить ситуацию. В аппарате президента около половины чиновников — это новые люди, которые еще не научились правильно «рулить», продавливать свои решения. Все в руках Колокольцева.
Только жизнь покажет, как он сумеет справиться с задачей налаживания контроля над происходящим у себя в министерстве. Все же разница между начальником ГУВД, который должен поддерживать порядок в своем городе, и управленцем-реформатором очень велика. И дело не в том, плохой Колокольцев или хороший, а в его способностях.
В успехе реформы МВД принципиально важно и понимание руководством страны того, зачем полиция вообще нужна в государстве и как ее реформировать. Правоохранительные органы можно сравнить с официантом. Их задача — создавать гражданам комфортные условия для жизни, а не осуществлять над ними контроль. Плюс к тому Министерством внутренних дел правит статистика, как и любой крупной системой. От рядовых сотрудников требуют раскрываемости, которой они и добиваются различными способами.
Без правильного понимания роли ведомства в обществе, без отказа от нынешнего подхода, ориентированного на количество раскрываемых преступлений, ни Колокольцев, ни кто-то другой реформировать МВД не сможет.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии