Так, трое молодых людей прикрепили небольшую клетку к фонарному столбу на перекрестке Марксистского переулка и Таганской улицы и забрались в нее — очевидно, в знак солидарности. Они предложили обменять себя на подсудимых. В это время их товарищи украсили асфальт лозунгами, один из которых гласил, что Путин их крайне утомил (точную формулировку мы не приводим по этическим соображениям).
Полицейские освободили троих «самозаключенных», с тем чтобы препроводить их в автозак. Общее число задержанных возле суда — около десяти человек.
Тем временем суд постановил, что подсудимые и их адвокаты обязаны ознакомиться с материалами дела в срок до 9 июля. Это решение возмутило сторону защиты. Адвокат Марии Алехиной Николай Полозков заявил отвод судье Наталье Коноваловой на том основании, что та предрасположена против обвиняемых и ведет процесс с обвинительным уклоном.
Коновалова рассмотрела сама с собой ходатайство об отводе себя и постановила в данном ходатайстве отказать. Комментируя решение о сроках ознакомления, судья сообщила, что сторона защиты располагает достаточным временем для работы с материалами дела.
Надежда Толоконникова и Екатерина Самуцевич, считая такую позицию председательствующей незаконной, объявили голодовку.
За комментариями по последним событиям мы обратились к адвокату Самуцевич Виолетте Волковой.
Адвокат не разделяет оптимизма суда по поводу сроков ознакомления с материалами дела. По словам Волковой, для того чтобы ознакомиться с материалами в сроки, определенные следствием и судом, подсудимые и защитники должны корпеть над томами с утра до ночи, тратя на каждый лист не более 30 секунд. Вдобавок следствие не разрешает знакомиться с материалами дела, находящимися на электронных носителях, — с видеофайлами и частью фотодокументов. Это является нарушением 217-й статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ. Кроме того, следователи дают материалы на ознакомление непоследовательно — сегодня 2-й том, завтра 4-й, послезавтра 7-й.
В целом адвокат расценивает поведение следственных органов и суда как грубейшее нарушение прав подсудимых: «Происходит юридический ад — по-другому не назовешь. Даже по делу Михаила Ходорковского не было таких драконовских мер».
Волкова сказала, что сторона защиты могла бы ознакомиться с материалами дела в нормальном режиме в срок до 1 сентября.
Касаясь голодовки Самуцевич и Толоконниковой, адвокат отмечает, что это крайняя, вынужденная мера, однако высказывает сомнения в ее действенности. «И Шеин, и Удальцов объявляли голодовки — это были акции политического протеста. Но единственная реакция властей — они боятся, что с ними что-то случится. То есть сотрудники полиции боятся, как бы Удальцов не умер в их смену».
По поводу акций протеста, в частности, происходящих у крыльца суда перформансах, которые не могут не действовать на нервы судьи, Волкова говорит так:
«Суд не должен «раздражаться», а обязан действовать по закону. Если бы не было перформансов — все было бы гораздо хуже. Сейчас есть хотя бы какой-то общественный резонанс, а если бы его не было, их права нарушались бы грубейшим образом. Следствие пыталось предоставить своих адвокатов, к ним ходили оперативники, предлагали признать вину в полном объеме. Но как признать вину в том, чего ты не совершал? Следствие при таком раскладе понимает, что нарушает права этих девушек, поскольку состав преступления по 213-й статье отсутствует. Поэтому я считаю, что пусть акции в поддержку Pussy Riot проходят. Сейчас их стали поддерживать даже те, кто ранее их осуждал».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии