Первая часть обзора блогосферы и электронных СМИ здесь, вторая — тут, третья — вот.
«16 июля, через девять дней после наводнения, до Крымска добралась российская армия», — пишет газета «Московские новости». За день до этого в пережившем наводнение городе побывал Владимир Путин и пообещал направить в город не менее 5 тыс. военных.
Прибывшие в город внутренние войска немедленно стали участниками скандала. Как пишет «Новая газета», при разгрузке фуры с гуманитарной помощью защитники Родины решили немного поживиться:
«При начале выгрузки военные стали относить одну часть вещей на склад, а другую часть — в сторону. Так в стороне оказались три пачки термосов, несколько палаток, надувных матрасов, ящиков детского сока, ящик шоколада, большая упаковка пластиковой посуды, блоки сигарет, инструменты», — рассказывает участник гуманитарной акции.
И далее:
«Когда погрузка окончилась и грузовик уехал, военные стали открыто копаться в мешках с продуктами и одеждой: выбирали по 5—10 пар обуви и брюк, сигареты, продукты. Все это военные сложили в большие сумки и понесли к выходу со склада. На мои вопросы и призывы остановиться никто не реагировал».
По данным источника, выгрузкой занимались солдаты в\ч № 37 02, а также в\ч 32 19, которая базируется в кубанском городе Лабинске (внутренние войска).
Инцидент разрешился благополучно — волонтеры обратились к офицеру, который заставил подчиненных вернуть прилипшие к рукам вещи. Часть продуктов и вещей волонтеры решили подарить солдатам для обустройства.
«Но осадочек остался», как говорят в таких случаях.
Между тем власти не оставляют попыток выкурить добровольцев из Крымска. Это делается внешне благообразно: теперь, с прибытием армейских подразделений, недостатка в рабочих руках нет, а посему — всем спасибо, все свободны. Дисциплинированные юные патриоты из прокремлевских движений решили подать пример, как надо исполнять требования начальства.
«Прощай, #Крымск. Я сделал(а) все, что в моих силах», — пишут они с сознанием исполненного долга (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены. — Ред.). По данным все тех же «Московских новостей», и.о. главы администрации Крымского района Александр Васильев издал постановление, согласно которому добровольные спасатели должны свернуть лагерь, организованный в парке имени Тельмана, и переехать в лагерь, организованный МЧС. Лагерь в парке якобы вызывает нарекания местных жителей.
Вышеупомянутые разгневанные жители, скорее всего, обитают в «тонких мирах», потому что физических следов не оставляют, и их возмущение нигде документально не зафиксировано. Со своей стороны участники гуманитарной операции ответили господину Васильеву так:
«Дорогие представители власти г. Крымска! Мы вас не видели на протяжении последних девяти дней! За это время сократилось количество преступлений и случаев ДТП. В связи с вашим обращением мы хотели бы выступить со встречным предложением — освободить здание администрации для фактической власти, признанной народом, — волонтеров и ликвидаторов катастрофы, которую вы допустили. Срок — до 20.00, 17 июля. Тогда волонтеры переместятся в администрацию».
Политическим баталиям катастрофа не помеха. «Болотные черти во время трагедии в #Крымск показали себя большими мастерами плясок на костях погибших. А если, не дай Бог, случится ещё что–то?» — переживает некий «патриот». «Да давно пора подумать о информационной безопасности в России, взять тот же #Крымск оппозиция сливала всякую фигню. Поднимая панику», — вторит ему его собрат.
Не удивимся, если прокремлевские «нехомячки» со временем допишутся до того, что наводнение устроила оппозиция — чтобы дискредитировать власть. Один добрый священнослужитель уже объяснил катастрофу «карой Господней за блуд на курортах». А городская телерадиокомпания «Электрон» подверглась налету «Роспотребнадзора» — очевидно, за недостаточное отображение руководящей и направляющей роли партии в деле ликвидации катастрофы.
В то же время жителей злополучного города, каждый день ожидающих новых сюрпризов от природы, подкараулила нежданная напасть: банки требуют от них оплатить долги по кредитам. Как сообщает «Эхо Москвы», в числе достойных наследников Шейлока — «Приватбанк» и Cetelem. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поручила своим подразделениям в Краснодарском крае проверить заявления о чересчур ретивых коллекторах: вымогать долги у людей, переживших катастрофу, не только аморально, но и противоречит гражданскому кодексу. Катастрофа, случившаяся в Крымске, подпадает под понятие «форс-мажор», что означает объективную невозможность выполнять обязательства по кредитам.
А между тем гуманитарная операция продолжается, и конца ей пока не видно. В блогосфере распространяются списки пострадавших (список 1, список 2) для оказания адресной помощи. В городе нет недостатка в одежде, однако не хватает перевязочных материалов и препаратов для диабетиков.
«1 из важных проблем в городе — отсутствие урн и нормальных помоек,вывоз мусора и рухляди после наводнения норм.не организован», — пишет участник спасательной операции, работающий в станице Нижнебаканская. Ей уделяются меньше внимания, поскольку она находится в отдалении от города, хотя масштаб разрушений в ней едва ли не больший, чем в Крымске. «Некоторые дома затоплены почти под потолок, оборваны электрические провода, повалены заборы домовладений, потоком воды в русло речки унесло автомашины, — рассказывает спасатель-доброволец. — Работа в Нижнебаканской оказалась непростой, особенно для наших врачей: Ивана (врач-биохимик) и Ирины (врач-педиатр), они ходили по домам, оказывали необходимую помощь на месте и составляли списки лежачих больных, а так же больных, нуждающихся в стационарном лечении, больных сахарным диабетом. С инсулином на местной станции скорой помощи и амбулатории вопрос стоял очень остро, его просто не было, потому что все медикаменты смыло при наводнении. Бабушка с уровнем сахара 12 на таблетках, инсулинозависимый дедушка с уровнем 9,5 и много кто еще нуждались в медикаментах больше остальных. При всех масштабах разрушений в восстановительных работах очень пригодились казаки из Котельниково, которые в большинстве своем были специалистами в области ЖХК, хорошо подготовленными, при наличии самых необходимых инструментов: бензопилы, ломы, генератор, лопаты, топоры и т.д.».
Люди продолжают доискиваться до причин стихийного бедствия. Свою версию излагает участник спасательной операции Владислав Никитенко:
«Сегодня мы с Алексеем Дымовским безо всякого там вертолета, исключительно с помощью Мерседеса «Спринтер», доверху нагруженного гуманитаркой из Новороссийска обнаружили одно из водохранилищ, затопивших вначале Нижнюю Баканку, а потом и погубивших Крымск. Хотя волна оттуда пошла метров в 7—8 высотой, не она одна убила людей ниже по течению. Она встретилась, по меньшей мере, с одной не менее сильной волной из водохранилища.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что МЧС, армия и волонтеры наконец развернулись во всю силу и теперь реально лишний транспорт в Крымске скорее повредит, чем поможет, а значит завтра мы пройдем по руслу и покажем предметно как развивалось катастрофическое «дождевое» наводнение.
Итак, одна из мощнейших волн, смывших Баканку и Крымск формировалась в результате прорыва частного водохранилища в бывшем Зверосовхозе, а ныне поселке Жемчужный. Водохранилище с дамбой высотой 12—15 метров было переполнено и сбросило воду через верх. Допускаем, что был сброс и низом, но доказательств этого у нас пока нет. Водохранилище с ясно видимым засыпанным гравием водосбросом принадлежало бывшему зверосовхозу, а потом его выкупил (КАК???) хозяин рынка Новороссийска Александр Гуленко. Именно он разводил там рыбу и именно Белый Амур из этого озера стал «водиться» в огородах Крымска и Нижней Баканки.
Тем не менее, получилось следующее (принимаем за рабочую гипотезу что водохранилище было просто переполнено): ниже по течению была отстроена еще более глупая дамба — бетонный забор высотой не менее трех метров — он вообще целиком огораживает всю территорию в несколько десятков гектар площади. Для чего, непонятно! И еще более непонятно, сколько стоила передача этой земли, гидротехнического сооружения на ней государством в частные руки, кОму и кЕм она продана. Вода перебиралась через дамбу и, возможно через тоннельный слив и собиралась за бетонным забором. Потом забор прорвало, при том, что река Баканка была уже до пределов наполнена дождевой водой. Волна метров в 6 высотой выше уже имеющегося уровня Баканки ринулась вниз как по смазанному».
Скорее всего, это была та самая пресловутая «первая волна», которая так запомнилась жителям Нижней Баканки и которая, возможно, создала огромное количество заторов по всему протяжению потока и потопила многие дома. Ну а дальше включился Неберджай и Крымск погиб.
Существует мнение, что масштаб катастрофы усугубили коллекторы. Здесь имеются в виду не банковские вышибалы долгов, а канализационные стоки, которые были частично замусорены, а частично закатаны в асфальт в результате строительства торговых рядов, сообщает «Фонтанка.Ru».
Пройдет не один месяц, и жизнь в Крымске вернется в нормальное русло. Однако мало справиться с последствиями катастрофы — необходимо сделать все, чтобы подобное бедствие не повторилось. Об этом пишет гражданский активист Мирослав, участник спасательной операции:
«Насколько оправдано восстановление жилья в пойме реки в г.Крымск, учитывая что подобные ЧС происходят периодичностью раз в 10-—5 лет? Может актуальнее построить новые микрорайоны на возвышенности, которые не страдают периодически от паводков? На прежних затопленных территориях можно заложить сады, пайщиками которыми и будут являться пострадавшие».
В этой заметке Мирослав обращается к властям с рядом предложений:
«Каковы планы по восстановлению экономического потенциала крымского района? Учитывая предложения о «налоговых каникулах» можно привлечь крупный и средний бизнес в район. В том числе эти условия были бы идеальными для реализации проекта IT-парка, который уже давно в планах, как администрации, так и местного it-сообщества.
Какова дальнейшая судьба излишек гуманитарной помощи. Не логичным ли было создание гражданского гуманитарного центра о чем писалось ранее
Каковы общественные механизмы контроля за расходованием средств, выделенных на восстановления Крымского района? Насколько траты будут открытыми и прозрачными (например, как средства, поступившие на счета волонтеров).
Учитывая роль гражданских волонтеров в устранении ЧС в Крымске, не считаете ли вы возможными переименовать одну из улиц города в Волонтерскую?»
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии