Никто не отрицал, что эти не пересекающиеся на рынке труда с русскими «таджики» стали огромной проблемой, породив кучу межнациональных, межрелигиозных, бытовых и каких угодно еще нестроений. А теперь, стало быть, еще и за краюшку хлеба с ними биться?!
Я не ксенофоб, и для меня не имеет значения национальность. Как не имеют значения цвет кожи, вероисповедание и половые предпочтения. Я делю людей просто на плохих и хороших. И делю по другим признакам. Но не признавать проблему мигрантов невозможно. И это действительно проблема еще и рынка труда. Мигранты нужны.
Потому что у нас реально есть чем заняться, а рабочих рук не хватает. И не хватает действительно в том зарплатном сегменте, который до 25 тыс. в месяц. Это работа часто тяжелая, низкоквалифицированная, непрестижная. Та работа, на которую наши соотечественники действительно в массе своей не согласны. Цифры это подтверждают. Ведь если каждый пятый столкнулся с конкуренцией, то остальные четверо с ней все-таки не столкнулись!
Но те, кто столкнулись, винят не тех, кто в столкновении виноват. Разве «таджики» виноваты? Люди ищут работу — в чем их вина? У них на родине работы и денег нет, и они едут к нам. Спрос рождает предложение. А рынок диктует цену. Если люди готовы работать за долю малую, кто станет платить им больше?
Вот здесь под раздачу и попадает условный русский, который за такую же работу при такой же квалификации за такие же копейки трудиться не намерен. Платить ему больше только потому, что он свой? Работодателям, знаете ли, патриотизм в этом вопросе не присущ. Но это могло бы каким-то образом регулировать государство.
Во-первых, регулируя сам поток мигрантов. Есть квоты. Но сколько тысяч, десятков, сотен тысяч мигрантов попадают в Россию в обход этих квот! А нелегалам и платить можно на порядок меньше. То есть еще меньше, чем получают даже и не шибко зажиточные легальные гастарбайтеры. Таким образом, квоты приняты неверные, а контроль за их соблюдением плохой.
При такой постановке вопроса ситуация если и поменяется, то только в худшую сторону. А виноватыми снова назовут «таджиков», которых будет вокруг еще больше, и помимо чисто «эстетического» раздражения они буду вызывать ненависть еще и тем, что рабочие места у нас отнимают.
Но есть и еще один аспект. А почему вопрос ставится в жанре «или — или»? Или русский — или таджик? Почему наш рынок труда не резиновый? Мы же по какой причине привлекаем гастарбайтеров? Не только ведь из-за жадности хозяев и брезгливости аборигенов. А потому — отметим еще раз, — что рабочих рук не хватает. Но оказывается, что при нехватке рабочих рук местное население не может устроиться на работу!
Как так? Да в стране полно всяких дел. Огромные неосвоенные пространства! Десятки неразвитых направлений хозяйства! И главная вина государства состоит в том, что оно как раз не может выстроить систему развития страны. При всех недостатках советской жизни система-то там была. Придумали освоение целины, и поехали со всей страны люди ее осваивать. Строили БАМ и прочие комсомольские стройки и привлекали людей туда. А сейчас все проекты про нефть и газ, а направление движения — в Москву, Питер и еще три-четыре больших города.
Материал подготовили: Антон Орех, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии