Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Касимов глазами москвича
ЛГ: Город Касимов. Вы сказали, что можете говорить о нем круглосуточно. Что вас там поразило в первую очередь?
АЧ: Я провел больше 25 встреч с различными социальными группами. Это врачи, учителя, преподаватели техникумов. Меня поразило, что местная власть — и законодательная, и исполнительная — практически не разговаривают с людьми. И люди не знают, что их ожидает в ближайшем будущем. К примеру, на одной из встреч избирательница спросила: «А почему это распустили нашу работающую Городскую думу? Ради вас или не ради вас?» «Конечно, не ради меня, — ответил я, — но мне хотелось бы, чтобы вы ответили на вопрос: как зовут вашего депутата?» «Я не знаю», — ответила она. «А вы считаете, — спросил я,— это нормально работающая Дума, если вы не знаете, как зовут вашего депутата?»
Поэтому вопрос в следующем: как наладить взаимодействие власти и граждан на конкретном муниципальном примере? Или с федерального уровня давать серьезный импульс. Знаете, например, тот же Григорий Алексеевич Явлинский работает у нас в законодательном собрании Санкт-Петербурга. Появляются новые, молодые ребята, которые готовы работать на муниципальном уровне. Вот у меня по итогам выборов в Касимове вообще возникла идея: люди, которые будут избираться в Государственную думу и в региональные заксобрания, должны сначала пройти школу муниципальных выборов, поработать на муниципальном уровне. И только потом избираться на региональном уровне и на уровне федеральном.
Мы намерены серьезно обсуждать эту инициативу, и на предстоящих выборах, я думаю, это будет одним из требований. Когда человек знает, как работают законы, которые он принимает, ему будет проще потом разговаривать с министерствами и ведомствами. Вот приняли сейчас Жилищный кодекс, а в нем есть правило, когда оплата электричества на лестничной клетке осуществляется в зависимости от метража квартиры. Это, конечно, нонсенс. Лампочка горит на площади в шесть квадратных метров, а жители платят за нее в зависимости от площади собственной квартиры.
Домовладения устроены таким образом, что счетчики учета электроэнергии, потребляемой за пределами квартир, устанавливаются даже не в подъезде, а на весь дом. И можно подключить туда аптеку или магазин, который рядом расположен. Жители не могут проконтролировать, сколько именно уходит электроэнергии и куда.
ЛГ: А вся эта энергия разбрасывается на них?
АЧ: Конечно — в зависимости от метража. И если у человека трехкомнатная квартира, у него, конечно, возникнет законный вопрос: а за что я плачу такие деньги? Бывают и другие ситуации. К примеру, устанавливается в квартирах газовое оборудование. Устанавливается на три года вперед плата за это оборудование (его же нужно обслуживать). И жильцов не предупредили, что можно оплатить сразу за все три года или платить помесячно. Естественно, жильцы возмущаются: с какой стати нам платить за три года вперед, тем более что вы не указываете в договоре количество обслуживающих дней. Сколько раз вы придете и осмотрите оборудование?
ЛГ: Алексей, я думаю, вы совершенно правы в том, что нужно говорить с народом, нужно все разъяснять. И вообще, нужно было делать это всегда. Но вот сейчас, в данной конкретной ситуации, люди, с которыми вы разговариваете, вам верят?
АЧ: По-разному. Есть люди, которые верят сразу. Есть те, кто сомневается. Самое обидное, что у многих, по сути, нет выбора, потому что они говорят: мы не доверяем никому. На протяжении длительного времени они не получали никакого сигнала от власти, потому что власть не могла с ними разговаривать. При этом многие решения принимались вполне адекватные — по ТСЖ и по другим вещам.
Вот когда туда приехали депутаты от Рязанской областной думы и депутаты Государственной думы, выяснилось, что они иногда встречаются и разговаривают с людьми. Но пласт проблем, особенно на уровне малых городов, достаточно большой. Если в сельских образованиях проблемы однотипные, то в малых городах все иначе.
ЛГ: Главная проблема маленьких городов — деньги?
АЧ: Деньги, конечно, если дефицит составляет две трети бюджета и бюджет дотируется на региональном уровне. Это первое. Далее идет наличие рабочих мест: у людей нет возможности заработать деньги. Москва, как пылесос, все в себя вбирает. Вот для меня нерешенная проблема такого города состоит в следующем: 12 тыс. рублей — зарплата в Касимове работника на шоколадной фабрике. А на расстоянии двух часов пути стоит предприятие быстрого обслуживания, и там платят уже 28 тысяч. Зарплата младшего медицинского персонала — 5 тысяч. А в пределах Московской области за ту же работу платят 20 тысяч.
Государству нужно обратить на это внимание. Необходимо рассредоточивать те промышленные предприятия и те профессиональные образовательные учреждения, которые есть в Москве, передавая их в ведение таких муниципалитетов. Тогда люди не будут уезжать из этих городов. Им будет ясно, что они могут жить там, где живут сейчас. У них же еще безнадега отчего? Мало того что с ними почти никто не говорит — им никто не может сказать, что с ними будет дальше. Муниципальные власти ведь тоже не уверены насчет своего будущего. А когда ты не знаешь, что будет с тобой, то с чем ты пойдешь к людям?
ЛГ: Скажите, а сколько телевизионных каналов в городе Касимове? Что они там смотрят?
АЧ: Есть там такой канал «Касимов-ТВ». Но в основном смотрят спутниковое телевидение: система «Триколор» присутствует практически везде. Соответственно, смотрят не местное телевидение и даже не региональное, а федеральное. Кстати, с этим большая проблема, потому что люди (особенно пожилые) привыкли к определенным каналам, к определенным возможностям. И вот, когда была ситуация в Крымске, сразу встал вопрос: а как оповещать население при чрезвычайных ситуациях? Раньше повсюду существовали радиоточки. А теперь они замуровываются или не устанавливаются при новом строительстве. А приемники, выдаваемые бесплатно, — FM-приемники — для людей после семидесяти неприемлемы. И непонятно, откуда им получать информацию в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
ЛГ: Вот в третьей части и поговорим о доверии нашего народ к средствам массовой информации.
Комментарии