Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Доверие к телевидению и печатным СМИ
ЛГ: Первый же выпуск программы со звездой You Tube Светланой Курицыной, которая прославилась как Света из Иваново, побил рекорды просмотров телепередач в субботний вечер. По рейтингам программа «Луч Света» обошла КВН, «Камеди Клаб» и прочие программы, хотя, по мнению экспертов, сделано все очень плохо. О рекорде стало известно на фоне свежих данных социологических исследований, согласно которым, уровень доверия к российскому телевидению упал до исторического минимума. 35 процентов населения считают телевидение объективным, остальные ему не верят.
АЧ: Ну что тут можно сказать? Я вот столкнулся с одной избирательницей, очень позитивной бабушкой, которой уже за девяносто. Так вот, она, насмотревшись телепередач некоторых федеральных телеканалов, перестала покупать продукты и теперь сама мелет в кофемолке зерно и печет себе хлеб. Она считает, что во все хлебобулочные изделия входят какие-то консерванты, которые сведут ее в могилу.
ЛГ: Это хорошо. А вот когда по телевизору будут говорить: товарищи, внимание, ожидается это, ожидается то — ведь не поверят.
АЧ: Мне кажется, такова логика телевидения. Именно она преобладала последние годы у тех людей, которые занимаются телевидением как бизнесом. Ведь мы же ушли давно от того, что телевидение и средства массовой информации несут разумное, доброе, вечное. Сегодня это просто бизнес.
ЛГ: А разве эти вещи не сочетаются? Разумное, доброе, вечное и бизнес.
АЧ: Вообще сочетаются, но не всегда. И в данном случае мне кажется, как раз такое несочетание и получается. Люди хотят видеть эмоцию, люди хотят видеть спектакль, и понятно, что это не всегда разумный спектакль.
ЛГ: У нас часто повторяют о том, что не надо опускаться до уровня этих людей, надо их поднимать до своего уровня.
АЧ: Возможно, это удастся Общественному телевидению, которое собирается делать Анатолий Лысенко. По крайней мере у части этих людей есть вкус, есть видение того, что нужно нести народу. Я, правда, не уверен, что это будет пользоваться популярностью. К сожалению, разумное, доброе, вечное часто бывает еще и скучным. И людям интереснее смотреть на провинциальную девушку, пусть и неправильно говорящую, чем на филолога из университета с хорошо поставленной речью.
ЛГ: Знаете, как бывает в медицинских учреждениях, в которых есть платные учреждения и бесплатные? Они кусочек от того, что зарабатывает платное отделение, переводят в бесплатное, чтобы улучшить качество обслуживания. Может, так поступать и с телевидением? Или это вещи несовместимые?
АЧ: Мне кажется, не совсем совместимые. Вы же хорошо понимаете, что телеканалы сегодня — вообще отдельная жизнь. Это параллельный мир, и в этом мире действуют свои законы. Они уже устойчиво сформировали тренд, и я не вижу каких-то возможностей политических или общественных повлиять на программы и повлиять на вкус.
ЛГ: Ну как же, а вот федеральные каналы — на них же могут влиять? Я имею в виду сверху. Люди, которые руководят государством, — они же понимают: вот сейчас нам показывают всякую ерунду, но позже это наверняка аукнется.
АЧ: То есть вы считаете, например, что Первый телеканал должен показывать в прайм-тайм фильм «Вечный зов»? Или «Комсомольцы-добровольцы»?
ЛГ: Ну, кроме «Вечного зова» и «Комсомольцев-добровольцев», есть масса программ, которые показывать не стоило бы. Я имею в виду не цензуру…
АЧ: Я понимаю. Люди хотят видеть на экране таких же, как они. Люди устали от всяческих героев, от проблем, которые им навязываются с какого-то высокого уровня. Они хотят наблюдать за соседом по лестничной клетке, который ведет телепрограмму. Ведет на понятном им языке. Света, Маша, Галя и так далее. Вот в том же Касимове, о котором мы говорили, люди часто требовали, чтобы им объясняли не на примерах из жизни другого города: вот вы скажите, конкретно нам, в этом подъезде, как жить? И конечно, они хотят чувствовать эмоцию, которая им близка.
ЛГ: То есть прямой эфир. И дискуссии в прямом эфире.
АЧ: Так многие и идут в прямом эфире. Проблема в том, о том ли эти дискуссии? Ведь часто они направлены на то, чтобы выдать эмоцию, но не на то, чтобы решить проблему.
ЛГ: Скажите, а это решение проблемы — настоящее — оно в прямом эфире возможно?
АЧ: Пусть федеральные телеканалы приезжают в Касимов, пройдутся по дворам, посмотрят, как вместо асфальта кладут щебенку…
ЛГ: Но в этом же нет ничего невозможного. И на этом тоже каким-то образом можно зарабатывать деньги.
АЧ: Возможно. Но я же не федеральный канал, что ж вы мне предлагаете?
ЛГ: Не важно, вы же человек, который тоже может как-то повлиять. Словами, действиями.
АЧ: На вкусы словами не влияют. На вкусы влияют действиями в первую очередь.
ЛГ: Вот если бы тот же «Касимов-ТВ» как-то так повернуть, чтобы люди смотрели его, а не Первый канал.
АЧ: Вот приезжайте, проведите передачу на «Касимов-ТВ», это тоже будет интересно. Я вас с удовольствием приглашаю. Давайте приедем как-нибудь и проведем вместе.
ЛГ: Давайте попробуем. Спасибо вам огромное. Я напомню, что у нас в гостях был замсекретаря Генсовета «Единой России» Алексей Чеснаков. Спасибо и всего хорошего.
АЧ: До свидания.
Материал подготовили: Лев Гулько, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Нина Лебедева, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии