Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Молодежные движения за добро с помощью Интернета и кулаков
ЛГ: Недавно в одном издании появилась статья — «Робин Гуды с YouTube». Речь в ней идет о всевозможных молодежных бригадах, которые борются за добро с помощью Интернета и кулаков. Тут приводятся разные движения: скажем, движение «Дури.нет», которое борется с наркоторговцами и педофилами. Причем довольно-таки серьезными методами.
Есть еще одно движение. Называется оно «Светлая Русь». Православное молодежное движение, которое борется с нелегальными мигрантами и тоже педофилами. Есть даже борцы с борцами. Есть, как мы знаем, движение «Стопхам», а есть движение, которое борется со «стопхамами», — оно называется «Стоп «Стопхам».
ДЛ: Я таких не видел ни разу.
ЛГ: У них враги — «Стопхам», количество участников — полторы тысячи человек, география — Москва и Санкт-Петербург. И все это возглавляет москвич Алексей Филиппенков. Он рассказал, что выступает не против идеи борьбы с хамством на дорогах, а против методов, которыми пользуются «стопхамовцы».
ДЛ: Ну да, там не всегда хорошие методы.
ЛГ: Именно. Хотя все считают свои методы правильными (они же все борются за добро).
ДЛ: Ну да, у каждого своя правда.
ЛГ: А добро должно быть с кулаками. Вообще, как вы относитесь к таким движениям, которые вырастают сначала в Интернете?
ДЛ: Я отношусь хорошо, потому что считаю, что это на самом деле очень круто…
ЛГ: С одной стороны, хорошо…
ДЛ: На самом деле совсем хорошо, потому что тут же появляются другие люди, которые могут последовать этому примеру, — ведь они видят, что кто-то с чем-то борется. То есть они не сидят дома на месте. Конечно, они могли бы делать это без Интернета, и никто бы о них не узнал. Не было бы последователей, и так далее, и так далее.
ЛГ: Да без Интернета их бы не было.
ДЛ: Они есть и были. Есть люди, которые занимаются какими-то великими делами и не афишируют это.
ЛГ: Так то великие дела. А тут, как я понимаю, люди нарушают закон. Они все про себя говорят: мы действуем вне закона.
ДЛ: Когда в стране не помогают ни закон, ни царь, ни Бог, тогда, естественно, нужно что-то предпринимать — в рамках морального закона, моральной этики.
ЛГ: Так ведь и в случае с Pussy Riot тоже говорят о моральной этике.
ДЛ: Так они же переступили моральные нормы.
ЛГ: А здесь что? Вот люди, которые борются с наркоманами и педофилами, берут в руки оружие, и все заканчивается избиением. Они этого не скрывают — снимают видеоролики. Заменяют собой правосудие.
ДЛ: Ну, смотрите. Вы слышали про этого Кондратьева, которого из тюрьмы выпускают на свободу? Про педофила?
ЛГ: Да.
ДЛ: Представьте, его выпускают, а на следующий день его какие-то люди избивают и выкладывают это на YouTube. Ведь это же откровенная мразь, по сути. Его убивать нельзя — его лучше посадить, потому что убьют его либо в камере, либо на воле. Но появляется вот эта организация, которая показывает остальным педофилам: ребята, смотрите, что с вами может быть.
ЛГ: Это понятно. А как же суд, как же закон? Если вы хотите от власти, чтобы она следовала закону, так сами не нарушайте закон.
ДЛ: Ну а в каком плане они нарушают закон? Те же «стопхамовцы». Что они, по сути, делают? Они портят чужое имущество. Это, естественно, осуждается.
ЛГ: Да, тут такая зыбкая история.
ДЛ: Вот я просто не знаю про ту организацию, которая борется со «стопхамовцами».
ЛГ: «Стоп «Стопхам»?
ДЛ: Да. Вот какие у них методы?
ЛГ: Давайте посмотрим, какие методы. На роль «стопхама» подходит абсолютно любой человек, желающий поиздеваться над водителями. И вот Сергей Каменский, который из Санкт-Петербурга, вступил в группу «Стоп «Стопхам», после того как стал свидетелем одного из рейдов этого движения. В общем-то, они действуют теми же методами: начинают «стопхамовцев» оттеснять.
ДЛ: По сути, у них получается такое противоборство, когда не работает закон. А по закону у них ничего не получается. Просто я сам был активистом «Синих ведерок», например, и я отправил полторы тысячи заявлений на машины — от обычного ВАЗа до «Бентли» какого-нибудь депутата.
ЛГ: Но вы-то действовали по закону: отправляли заявления.
ДЛ: Я действовал по закону, но ни одно заявление не было рассмотрено. Ни по одному не было принято мер. Так что закон в этом плане не работает. Если закон в этом плане не работает, что остается? Остается переступить закон. Если этого не сделать, то ничего не изменится. А так можно какими-то путями заставить закон заработать.
ЛГ: То есть мы делаем какой вывод? Цель оправдывает средства. Нет?
ДЛ: Смотря какие средства. Если средства — избивать и убивать людей, то нет.
ЛГ: И все-таки, значит, цель оправдывает средства?
ДЛ: В принципе, да. Не любые средства, но — да.
ЛГ: И второй вывод. Тогда власть может сказать, что она адекватно ответит, если вы превышаете закон. Она может этим ребятам ответить адекватно.
ДЛ: Вполне может. Но ребята могут предъявить претензии к власти: мы так делаем, потому что закон не работает.
ЛГ: Просто власть всегда сильнее, чем они, поэтому она будет сильнее отвечать.
ДЛ: А как она ответит человеку, который повесил наклейку на чужую машину из-за того, что водитель паркуется как хочет? Да никак, по сути.
ЛГ: Нет, я про тех, кто уже начинает избивать кого-то.
ДЛ: Понимаете, если появляются такие группы, значит, есть какая-то слабость в законе. Слабость власти, которая не справляется с этими проблемами.
ЛГ: А вы не предполагает, что вот эти ребята, которые борются, например, с наркоторговцами, могут ошибиться?
ДЛ: Вот поэтому их надо со временем брать под контроль. Не должно быть таких разрозненных групп людей, которые что-то делают сами. Над ними должен быть контроль, чтобы они со временем начали делать все по закону, чтобы закон работал.
ЛГ: То есть закон выше?
ДЛ: Закон выше, он должен работать. Но сейчас такой переходный этап: от неработающего закона к работающему. Чтобы завести, к примеру, часы, надо покрутить ключик. Вот и эти ребята крутят ключик, чтобы закон со временем работал.
ЛГ: Хорошо. Спасибо вам огромное. Я напомню, что в гостях у нас был гражданский активист Данила Линдэле. Я думаю, это не последняя наша с вами встреча, поэтому говорю вам: до встречи. Всего хорошего.
ДЛ: До встречи.
Материал подготовили: Лев Гулько, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Нина Лебедева, Мария Пономарева, Роман Попков
Комментарии