На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

23 ноября 2024

Общество

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Повышение тарифов ЖКХ — катализатор для протеста. Что происходит с образованием в столице

Андрей КЛЫЧКОВ,

руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме

К декабрю у россиян кончатся деньги

Еженедельная передача «RESET.ПЕРЕЗАГРУЗКА». Ведущий — обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Лев Гулько
К декабрю у россиян кончатся деньги 10 октября 2012
Наших людей надо долго раскачивать, но зато потом они быстро едут. И я уверен, что именно сфера ЖКХ на сегодняшний день в совокупности с образованием и здравоохранением станет катализатором протестного движения — если государство не захочет увидеть эту проблему. Психологический аспект летнего отдыха, солнца, хорошей погоды скоро пройдет. Люди ощутят, что заработная плата не выросла в отличие от инфляции, плюс имеет место значительное сокращение рабочих мест. Все это приведет к тому, что к декабрю у россиян кончатся деньги. Я не сторонник позиции «чем хуже, тем лучше», но если власть не замечает столь явных сигналов, на которые она должна реагировать, то все это приведет не просто к протесту. Рано или поздно это приведет к процессу, который сменит власть. До сих пор мы имели дело только с мирным протестом, включая и Болотную. Люди пока пытаются разговаривать, но многие уже очень решительно настроены.

ЖКХ в Москве — в чем причина катастрофы?

Лев Гулько: Здравствуйте. Наш сегодняшний гость — руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков. Здравствуйте, Андрей.

Андрей Клычков: Добрый вечер.

ЛГ: Сегодня мы поговорим о проблемах, которые волнуют всех без исключения. Начнем мы с ЖКХ, затем перейдем к образованию и, наконец, к здравоохранению. И первым у нас на очереди будет жилищно-коммунальное хозяйство, поскольку уже холодно, но пока еще не топят. Говорят, правда, что скоро затопят.

Не будем вспоминать всю историю вопроса, а сразу перейдем к главному — что можно сделать с тем, что происходит. И в чем, на ваш взгляд, состоит катастрофа происходящего?

АК: Любой катастрофе предшествуют определенные шаги. В системе ЖКХ — это 20 лет создания рыночных механизмов по управлению многоквартирными домами. Москва тут — весьма показательный пример.

ЛГ: Это когда я, как жилец, выбираю, кто лучше меня обслуживает, так? Эта управляющая компания, эта или вот эта?

АК: Да-да. И тут очень важно, какую роль в данном вопросе играет государство. Выполняет ли оно свои обязательства по Жилищному кодексу? И каким образом оно контролирует выполнение обязательств через поступление платежей, через собираемость денег и объем денежных средств.

Но здесь я все-таки хотел бы разделить управляющие компании,  занимающиеся обслуживанием домов, сами тарифы и капитальный ремонт как апогей всех процессов, которые у нас сейчас в городе происходят.

ЛГ: И что, по всем трем параметрам у нас катастрофа?

АК: Многие сейчас сходятся на том, что создание системы эффективного управления в Москве не состоялось. Я могу по пальцам пересчитать управляющие компании, которые имеют положительные отзывы о своей деятельности.

Опять же, исходя из своих взглядов и подходов к этой проблеме, я убежден, что в Москве в сфере жилищно-коммунального хозяйства невозможно создать рынок. Потому что любая конкуренция в этой части — так как она поддерживается административными механизмами — порождает монополии.

Многие из тех, кто желает работать качественно и результативно, собирать меньше средств и помогать жильцам, просто умирают за невозможностью эффективно работать и получать заказы.

Но тут, наверно, стоит сказать о другом. Сегодня управляющие компании, созданные во многом административными методами, являются инициатором системы хищений денежных средств. Вот премьер-министр не так давно заявил, что по России объем хищений денежных средств управляющими компаниями составляет около 100 млрд рублей.

И при этом мы увидели новость о том, что предполагается ввести уголовную ответственность на собственников за долги перед энергообеспечивающей компанией.

Получается, что государство создало систему рыночных отношений в сфере управления, которая позволяет похищать денежные средства — в том числе с участием или под присмотром наших управленцев от государства. Однако ответственность при этом перекладывается на самих собственников. То есть вы еще получите уголовную ответственность. Нормально это? Я считаю, что нет.

Вот показательный пример для той же Москвы. Еще при Лужкове административно навязывались ТСЖ, управляющие компании. А параллельно шло уничтожение системы, существовавшей еще с советских времен, — ГУПов, РЭУ, ЖЭКов и так далее. Давайте посмотрим, что мы разрушили и что мы создали.

Мы не создали ничего эффективного, однако разрушили производственную базу. Мы лишились профессионалов, которые обслуживали дома и делали это очень качественно. Вдобавок эта система контролировалась государством. Государство имело право проводить проверки, устанавливало порядок сбора денежных средств и так далее. На сегодняшний день мы разрушили государственную систему, но так и не создали частную.

Поэтому можно сказать, что в Москве система управления домами не выстроена, и дома, к сожалению, приходят в состояние аварийности и повышенного износа. При этом с жильцов собираются значительные денежные средства.

Здесь же стоит вопрос о тарифах. В этом году у нас дважды произошло повышение тарифов. Можно называть разные цифры (первое повышение менее 10 процентов, второе — чуть менее двух процентов), но на самом деле повышение достаточно существенное. На некоторых направлениях — до 25 процентов, есть 15 процентов, 10 процентов… Если обобщить, то в целом повышение составило около 15 процентов.

ЛГ: Но президент-то в одном из последних своих выступлений как раз и говорил про тарифы, насколько я помню. И сказал, что хватит уже, сколько еще можно…

АК: Тут я полностью согласен — хватит. Почему у нас происходит повышение тарифов, и обосновано ли оно хоть чем-то? Я не вижу никакого обоснования. Энергообеспечивающие компании говорят нам о том, что произошло повышение цен на газ — на 15 процентов. И это вызвало повышение цен на электроэнергию до 20—25 процентов.

Но давайте вернемся немножко назад. С 2001 года тарифы в стране выросли в 10 раз. В 10 раз, а не на 10 процентов. И это дает нам основание утверждать, что бюджетная помощь этим энергообеспечивающим компаниям была совершенно ненужной, потому что они и так с каждым годом повышали свои цены.

Бюджет Москвы тратит огромные средства именно на поддержку состояния этих компаний. При этом мы видим, что менеджеры получают миллионные бонусы, а улучшения никакого нет. Вложений в модернизацию не существует. Износ в коммуникациях по Российской Федерации составляет до 70 процентов.

ЛГ: Если уж в Москве так плохо, то в регионах, как я понимаю, совсем беда.

АК: Там даже страшно представить. Еще одна большая опасность состоит в том, что управляющие компании, о которых мы говорили в самом начале, пользуются повышением тарифов в собственных целях. Мол, идет повышение тарифов, а мы заодно поднимем платежи за управление общим имуществом.

ЛГ: То есть перекладывают все опять на нас.

АК: Это основа для дополнительных хищений. И здесь мы занимаем жесткую позицию: тарифы нельзя повышать безосновательно, только потому, что энергообеспечивающие компании захотели это сделать. В этом году тарифы подняли 1 июля и 1 сентября лишь потому, что весной были выборы.

ЛГ: Так об этом нам честно и сказали.

АК: Но абсурдность ситуации заключается в другом. Федеральная служба по тарифам подготовила письмо в правительство Российской Федерации, в котором сказано, что энергообеспечивающие компании по факту повышения тарифов с 1 июля понесли убытки. Поэтому с 1 января 2013 года надо повысить не на 10, а на 15 процентов.

ЛГ: Понятно. Давайте мы закончим на этом нашу первую часть, а во второй продолжим тему ЖКХ, поскольку тема эта больная для всей страны. Во второй части вы расскажете нам, что тут можно сделать — если, конечно, еще не поздно.

Комментарии
force
Хоть в начале интервью и была предпринята попытка сказать что-то вроде «я не сторонник оппозиции», но вышла именно политика, а не дело. Вы лучше посмотрите, сколько в других странах оплачивают... У нас сносно еще. А про декабрь — бред.
mechtatelnaya
Катастрофа, закончатся деньги, катализатор протеста — какие громкие слова, причем совсем неуместные в сфере обсуждения темы тарифов за коммунальные услуги. Да, повышение в этом году было, но оно было соразмерено росту инфляции. Не забываем о том, что повысились точно также пенсии и зарплаты. Да, так хочется кивать в сторону Европы, но там платят гораздо больше, чем в России и из-за этого экономия достигает маразматического размаха. У нас, насколько я знаю, не трясутся над каждым сожженным кубометром газа.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости