Александр Долматов был одним из десятков тысяч принявших участие в демонстрации 6 мая прошлого года в Москве. Во время столкновений на Болотной площади он находился в самой гуще событий и был задержан. Уже в автозаке его взял в оборот некий на редкость общительный и радикальный «активист». Они обменялись контактами. При последующих встречах новый знакомый подробно расспрашивал Александра о его политической активности и особенно заинтересовался его работой на оборонном предприятии (Долматов работал ведущим конструктором в ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»). Навязчивый «активист» предлагал «устроить мощную акцию, чтобы потом рвать когти». Через некоторое время Александр заметил за собой слежку. В июле 2012 года в его квартире прошел обыск, после чего Долматов принял решение покинуть страну. Он вылетел из Москвы в Киев, а оттуда — в Нидерланды.
Однако власти этой страны не торопились предоставлять ему политическое убежище. Якобы Долматов не предоставил подтверждения того, что в России он подвергается политическим преследованиям.
Тут стоит сделать небольшое отступление. Когда-то давно Александр Долматов вступил в НБП, тогда еще не запрещенную, но примерно с 2004 года отошел от активизма, полностью отдавшись профессиональной карьере. С 2010 года он сотрудничал и с «Другой Россией», и с другими оппозиционными движениями. 6 мая шел с колонной анархистов. Но, хотя Долматов и не был прожженным активистом, которого знают во всех ОВД Центрального округа столицы, все же он был под плотным контролем ФСБ как ведущий сотрудник оборонного предприятия. И если для «профессионального несогласного» обыск в его доме — это информационный повод, то в случае Долматова это означало вполне конкретную «черную метку».
Но голландские чиновники в этих тонкостях вряд ли разобрались.
«Александру не должна была грозить высылка в Россию, — пишет Оксана Челышева. — Однако его стали предупреждать о том, чтобы он собирал вещи. В прошлое воскресенье Александр совершил две попытки суицида в центре размещения беженцев. Его откачали и, несмотря на это, уже на следующий день отправили в депортационную тюрьму. Гирт (вышеупомянутый Гирт Эйтс, руководитель сети по делам беженцев United — Ред.) сказал, что это было абсолютно незаконно, что адвокат не был уведомлен о попытках покончить с собой, совершенных в воскресенье. Мы не знаем, сколько еще попыток совершил Александр в закрытом центре для депортируемых, пока не закончил свою жизнь».
Сейчас через соцсети распространяется слух, что Долматову предлагали статус беженца в обмен на секретные сведения, которые ему были известны. Однако он отказался от сотрудничества с иностранными спецслужбами даже ради собственного спасения. Насколько это соответствует действительности — трудно судить. Нельзя исключать и такую вероятность, что «самоубийство» следует читать без приставки «само-». Что беглого оппозиционера, который является к тому же носителем стратегических секретов, достали отечественные «рыцари плаща и кинжала». Заодно они послали недвусмысленное предупреждение остальным политэмигрантам.
Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов
Комментарии