ФРАНЦИЯ
Во Франции новость о добровольном отречении главы Ватикана не стала самой главной и обсуждаемой 12 февраля, хотя об этом, конечно, пишут. Практически во всех изданиях подробно разбирается процедура выборов нового понтифика и даются исторические справки.
Liberation цитирует кардинала Андре Вен-Труа, который заметил, что «отставка согласуется с личностью Ратцингера (мирское имя Бенедикта XVI — Йозеф Алоис Ратцингер — Ред.) и представляет собой акт мужества». Отвечая на вопрос о преемнике, французский кардинал сказал: «Будущий Папа должен быть умным».
В чате издания открыта дискуссия под названием «Отставка Папы — шанс для Церкви?»
Le Monde удивляется реакции общественности на известие о смене главы Римско-католической церкви: «В книге-интервью, опубликованной в 2010 году, Бенедикт XVI ставил вопрос об отказе от папского престола. Он писал в то время: «Когда Папа приходит к ясному пониманию, что физически, умственно и духовно он не может больше нести бремя своего служения, то он имеет право и, в зависимости от обстоятельств, обязанность уйти».
Издание напоминает, что «в последние месяцы ближайшие собеседники Бенедикта XVI отметили снижение его физических возможностей», хотя утверждали, что интеллект Папы остается сохранным. В общем, «решение не является сюрпризом, врасплох застала лишь дата его принятия».
«Можем ли мы надеяться, что следующий Папа будет из Африки или Латинской Америки?» — задается вопросом Le Monde. Да, «это действительно желание многих католических стран. В последние годы центр тяжести католицизма находится в Южном полушарии, в то время как правительство Церкви централизовано в Риме, в основном в руках кардиналов Запада».
В Le Figaro репортаж о Юлии Тимошенко стоит выше, чем статья о событиях в Ватикане, потому что «ничего не изменится, хотя все изменилось. В отличие от сценария смерти Папы, который предусмотрен в процедурах и погружает этот маленький мир в траур, сейчас беспрецедентное внимание будет сосредоточено на недавних актах Бенедикта XVI».
L’Express публикует возмущенное мнение бывшего министра внутренних дел Клода Геанома. Он негодует из-за твита министра по делам пожилых граждан Мишель Делоне.
Делоне написала в социальной сети: «Я должна признать, что… Бенедикту XVI не удалось посоветоваться со мной, прежде чем он принял Emploi des Seniors решение». Emploi des Seniors переводится как «занятость старшего поколения», то есть чиновница имела в виду что-то вроде решения, принятого в старческом маразме, только названного политкорректно.
L’Express делает любопытный вывод из событий понедельника: «отставка Папы показывает, что журналисты должны знать латынь». Напомним, решение Бенедикта XVI подать в отставку было объявлено на языке католической церкви. «Это месть культуры в подготовке будущих журналистов», — утверждает издание.
ИСПАНИЯ
El Pais назвал центральный материал про Папу «Новаторство и отречение». «Отречение Бенедикта XVI — само по себе новаторский поступок: он отрекся вполне добровольно, по крайней мере если сравнить с другими понтификами», — считают авторы статьи.
Но Йозеф Ратцингер — консерватор и оправдал ожидания всех, кто предсказывал косность: он вернул латинскую мессу и призвал африканцев не пользоваться презервативами. «И это на континенте, который сильнее всего поражен СПИДом», — пишет El Pais.
В то же время он интеллектуал, человек строгих взглядов. Предыдущий Папа старался замалчивать случаи педерастии. Бенедикт XVI, наоборот, попросил прощения за грехи священников и пообещал передать виновных в руки правосудия: «Возможно, отчасти этим объясняется растущая изолированность Папы в Ватикане — исторический парадокс».
Добровольный уход Папы, как оказалось, был предсказуем: «В течение многих месяцев он думал об этом».
Газета анализирует причину произошедшего и находит ее в области не только кардиологии, но и психологии: «На протяжении почти восьми лет своего понтификата Ратцингер жил в светящейся тени своего предшественника, Папы Войтылы, фотографии которого туристы покупают во всех киосках Рима».
Издание надеется, что при выборе нового Папы кардиналы проявят мудрость: решается будущее Церкви, которая переживает кризис и торжество косности.
El Mundo тоже интересуют возможные преемники Бенедикта. Статья сопровождается картой Латинской Америки, дается подробная информация о бразильских и эквадорских кардиналах. Издание напоминает, что «избрание нового Папы вызывает особый интерес в Бразилии. В Рио-де-Жанейро пройдет в июле Всемирный день молодежи, на котором должен присутствовать понтифик».
ИТАЛИЯ
La Repubblica утверждает, что «меньше чем три месяца назад Бенедикту XVI была сделана операция на сердце в клинике Пия XI Aurelia в Риме. Это стало шокирующей новостью для всего мира. Однако решение Папы было принято через несколько месяцев после поездки в Мексику и Кубу. Оно связано с возрастом… Но никто не может с уверенностью сказать, что было главным на весах: скандал с педофилией, Vatileaks и всем, что было за восемь трудных лет его папства».
Но главное для La Repubblica — будущее Церкви: «Все это будет иметь неизбежные последствия. Возможны столкновения между властными группами за стенами Ватикана».
La stampa озаглавила свой материал так: «Почему Папа «сходит с креста?».
«Есть ли способ избежать своих обязанностей? «Крест» папства стало слишком тяжело носить? Конечно. В противном случае старый баварский богослов не пришел бы к решению, создавшему прецедент», — рассуждает газета. Она также пишет, что выбор в пользу ухода был сделан Папой в марте 2012 года на обратном пути из поездки на Кубу и в Мексику.
Издание вспоминает: «Папство его было трудным. Атаки на Церковь, кризисы, скандалы с педофилией, напряженность в курии, междоусобицы. Некоторые проекты, инициированные Папой, зашли в тупик, а Vatileaks выявила мрачную реальность Ватикана. Бенедикт XVI дождался периода относительного затишья после бури Vatileaks и подал в отставку. Жест свободы и смирения, который оказывается вопросом «прощения за все мои ошибки».
Corriere de la sera высказывается в том же духе: «Отречение Папы связано с кризисом системы, сотканной из конфликтов, интриг и измен».
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
The Times, как и положено респектабельной газете, озаглавила материал «Благородное отречение», назвав решение Бенедикта XVI самоотверженным:
«Служение Бенедикта сочетало в себе мудрость, благочестие и определенный, недостаточно признанный обществом, радикализм. Но даже ему оказалось нелегко сохранять единство Церкви в пору потрясений. Вдобавок он столкнулся с двумя препятствиями. Во-первых, его неизбежно затмевал предшественник, харизматичный Иоанн Павел II, который внес большой вклад в поражение коммунизма в Восточной Европе. Во-вторых, Бенедикт столкнулся с некрасивыми проблемами — например, с медлительной реакцией церковных иерархов в ряде стран на скандал с растлением малолетних священниками».
Издание предлагает выбрать следующим Папой выходца из Африки, где наиболее динамичны демографические процессы.
Статья в The Guardian названа двусмысленно: «Папская погрешимость», с отсылкой на католический догмат о непогрешимости суждений Папы Римского об учении Церкви.
Коротко останавливаясь на плюсах папства Бенедикта, газета подробно анализирует его минусы: «Отказ переосмыслить нравственные доктрины, неизменное отношение к гомосексуализму, безбрачию, абортам и контрацепции. Либерально-настроенных священников не продвигали».
Mail online сомневается, что главной причиной ухода Папы является его здоровье: «Врач, знакомый с медицинской командой Ватикана, утверждает, что понтифик не имеет серьезных или угрожающих жизни заболеваний».
The Sun в своем стиле цитирует шутки об уходе Папы, утверждая, что Сеть затоплена приколами по этому поводу: «Папа уходит в отставку. Он скоро будет известен как экс-Бенедикт». Ну и все в таком же духе.
США
The Washington Post считает, что Папа оставляет институт папства практически в прежнем состоянии. Его отречение — самый храбрый шаг Бенедикта XVI за восемь лет на папском престоле. «Коронной чертой папства Бенедикта, плохо это или хорошо, было яростное сопротивление переменам, происходящим в мире. Он открыто называл гомосексуальность неестественной, на фоне межрелигиозных трений избегал диалога с мусульманами и вообще назвал исламское богословие «пагубным и бесчеловечным». Большинство католиков ныне — жители Латинской Америки, Африки и Азии. Но Бенедикт сосредоточился на безуспешных попытках возродить католицизм в Европе», — утверждает издание
Газета обличает: «Он так и не принял меры к епископам, которые покрывали преступления, так и не признал свои недочеты в период, когда он возглавлял ватиканскую службу, которая налагает взыскания на священников. Он возмутил евреев, реабилитировав епископа, который отрицал факт Холокоста. После этого Папа помолился в Освенциме и опубликовал книгу, в которой снял с еврейского народа вину за смерть Иисуса… Католикам, которых не устраивает этот ответ, остается одно — надеяться, что коллегия кардиналов, где доминируют ставленники Бенедикта, выберет более прогрессивную фигуру».
The New York Times также критически оценивает папство Бенедикта: «Он случайно оскорбил мусульман на ранней поездке в Германию, в результате чего прошли беспорядки во всем исламском мире и убийство итальянской монахини в Сомали. Он сообщил журналистам, летевшим на папском самолете в Африку, что презервативы помогли распространению СПИДа».
Решение понтифика открывает период переоценки ценностей, в чем католицизм остро нуждается, уверены американские журналисты: «Католики верят, что Святой Дух вдохновляет папский конклав, который выбирает преемников святого Петра. Бенедикт сделал то, что можно рассматривать как вдохновенное решение, которое даст Церкви возможность, чтобы противостоять кризисам».
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии