The Boston Globe, крупнейшая газета Бостона, кроме подробностей происшедшего строит рабочие версии о виновниках трагедии:
«Террористы часто планируют свои удары на юбилеи и памятные даты. Вчера отмечался День патриотов штата Массачусетс и день независимости Израиля. 15 апреля также является крайним сроком для подачи декларации о федеральных налогах, что допускает возможность версии о доморощенных экстремистах.
Любое событие такого типа требует глубокого оперативного анализа. Взрывные устройства были размещены в местах, где нанесли максимальный вред, несмотря на наличие многочисленных представителей служб безопасности и должностных лиц, собравшихся на марафон. Это означает провал разведки. Возможности служебных собак и технологического наблюдения всегда имеют свои ограничения. Хорошая разведка — наиболее эффективная защита от крупных террористических сетей, небольших ячеек и одиноких волков. А сотрудники полиции в Бостоне говорят, что у них не было никаких предупреждений.
Бостон пробуждается как раненый. Но его ждут вооруженные до зубов полицейские, обыски сумок — все то, что характерно для повышенных мер безопасности. Десятки солдат с оружием, Национальная гвардия в камуфляже еще долго будет продолжать патрулирование улиц. А жители будут чувствовать свою уязвимость и горе.
Город, чьи больницы и врачи славятся передовыми хирургическими инновациями, столкнулся с совершенно другими задачами — ранениями и травмами, которые встречаются в зоне военных действий: пациенты с оторванными конечностями, осколочные ранения, ожоги, ужасные переломы и травмы барабанной перепонки от ударной волны. Для врачей травмы в отдельности не были чрезвычайными, но объем пострадавших был беспрецедентным. В авральном режиме работают все восемь больниц города, призван дополнительный персонал.
Положение осложняется тем, что местные, государственные и федеральные правоохранительные органы, вооруженные автоматическим оружием, также находятся в больницах, опрашивая пациентов, их семьи и друзей о том, что они видели… Медики не могут сдержать своих эмоций — многие открыто плачут при воспоминании о тех, кого привозили после взрывов.
Помимо ужасных ран, персонал больниц по всему городу столкнулся с повышенной напряженностью из-за потенциально возможных других терактов. В Бостонский медицинский центр в 5.30 вечера приехал вооруженный до зубов спецназ».
Los Angeles Times пишет о бостонских взрывах как о «разрыве психики» американцев:
«Этот первый успешный теракт против американского города после 11 сентября ударил по национальному чувству безопасности. «В некотором смысле это взрыв психики», — сказал Хуан Карлос Сарате, заместитель советника по национальной безопасности в администрации Джорджа Буша. У американцев была «социальная потеря памяти» — они забыли, что такое быть мишенью».
Эксперты издания озадачены выбором Бостонского марафона в качестве места теракта:
«Марафон — важное событие, которое привлекает бегунов со всего мира, но ему не хватает международной символики предыдущих террористических целей: Таймс-сквера, Пентагона и Всемирного торгового центра. Этот выбор позволяет поверить в теорию, что злоумышленник или злоумышленники имели связи в Бостоне.
Нет и не будет ни одного способа полной защиты страны от отдельных атак», — утверждают специалисты по безопасности и анализируют, насколько угроза терроризма уже изменила жизнь американцев и не привело ли это к эрозии гражданских свобод. Меры, предпринятые за годы после 11.11, оказались неэффективны и запомнились лишь прозвищами «обувь-бомбардировщик», «бомбардировщик нижнего белья» и тому подобными. За годы без терактов борьба с предотвращением терроризма скатилась вниз из списка важных вещей, а поддержка некоторых антитеррористических мер ослабела».
The Washington Post считает: «бостонские взрывы — это напоминание, что атаки террористов сорвать трудно».
«Власть, и ФБР, и полиция испытывают сейчас недоумение. Ведь все правоохранительные органы за последние десятилетия концентрировали внимание на терроризме, собирая разведывательные данные о внутренних и внешних экстремистских группах. Администрации Джорджа Буша и Барака Обамы создали глобальный аппарат для отслеживания террористов. Успех удара по Бостонскому марафону, международному символу и гордости города, подчеркивает непреходящие трудности при срыве заговоров террористов. Бывший чиновник по борьбе с терроризмом заявил, что нападение на Бостон на первый взгляд не имеет подписи «Аль-Каиды», которая обычно использует сложные взрывные устройства в замкнутом пространстве для увеличения количества жертв. Это могут быть какие-то внутренние группы. Но чиновники Белого дома и следователи предупредили, что еще слишком рано говорить о конкретных виновниках преступления».
New York Daily News: «Ударная волна Бостонского марафона в Нью-Йорке»
«Власти Нью-Йорка увеличили усилия по обеспечению безопасности. «Жители Нью-Йорка должны быть начеку», — обратилась к горожанам полиция. После того как стало известно о взрывах, к туристическим достопримечательностям были стянуты дополнительные подразделения правоохранителей. В городе всплеск звонков о подозрительных пакетах по всему городу. Полицейские вертолеты облетают строительную площадку Всемирного торгового центра».
Особенно охраняться теперь будут все спортивные соревнования: от баскетбольных до легкоатлетических. Это связано с мнением экспертов, утверждающих, что на Бостонском марафоне невозможно было соблюсти меры безопасности из-за «маршрута, дружелюбной толпы, постоянно передвигающихся болельщиков. Не было там и отдельных входов и выходов с контрольно-пропускными пунктами». А для Нью-Йорка вопрос охраны столь масштабного соревнования тем более важен — самый известный марафон США проходит именно в этом городе.
Издание на примере Бостона заявляет: общественную проезжую часть полностью защитить нельзя.
«Марафон проходит по 26,2 миле проезжей части. С двух сторон улицы стоят зрители — ведь прелесть этого соревнования в том, что от начала до конца участники бегут под аплодисменты. В отличие от стадиона нельзя закрыть вход и выход, люди смотрят на него с улицы, из квартир. Книги, сумки, рюкзаки не осматриваются. Трудностью для правоохранительных органов являются и заполненные кулеры с водой, и бутылки, которые дают бегущим зрители. Легко можно представить, что вместо воды там находится что-то опасное».
The USA Today констатирует: несмотря на несколько версий, у полиции нет никаких подозреваемых в совершении теракта. И это отличает бостонскую трагедию от происшествий такого рода:
«Комиссар полиции Бостона Эд Дэвис заявил, что пока нет подозреваемых, хотя СМИ и сообщали о задержании. Не было и других взрывных устройств. Семь подозрительных пакетов были уничтожены, бомб в них не было.
Неясно даже, как сработали взрывные устройства: по таймеру или их включили дистанционно».
New York Post делает обзор происходящего сейчас по всей стране:
«Усилены меры безопасности на всех транзитных узлах, стадионах. В Вашингтоне Секретная служба расширила периметр безопасности вокруг Белого дома. Полиция отдала приказ всем дневным сменам патрульных оставаться на дежурстве.
В Нью-Джерси дополнительные полицейские патрули дежурят в поездах и автобусах.
В Лос-Анджелесе полицейские находятся в состоянии повышенной бдительности и увеличили свое присутствие в аэропортах.
И в Лондоне полиция пересматривает планы обеспечения безопасности для марафона, намеченного там на воскресенье, и на похоронах Маргарет Тэтчер».
ДРУГИЕ ОБЗОРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
Наш «взбесившийся принтер» против американской «этической выгребной ямы» — о похождениях нью-йоркских законодателей и многом другом.
Максима Кузьмина поставили в один ряд с Олландом и Пирсон — об итогах расследования гибели Максима Кузьмина, рейтинге Олланда и другом.
«Революция бежала по его венам» — как Латинская Америка оплакивала Уго Чавеса.
Метеорит открыл миру Челябинск — падение метеорита на Урале стало новостью номер один в мире.
Непогрешимому припомнили все грехи — как католики встретили новость о добровольном уходе Папы Римского Бенедикта XVI.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии