Глава Российской академии наук Владимир Фортов обнародовал неутешительную статистику: 35 процентов граждан России убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли.
Вообще-то до гелиоцентрической модели додумался еще Аристарх Самосский, живший за четыре века до Иисуса Христа и за две тысячи лет до Николая Коперника. Однако некоторым нашим согражданам, судя по всему, ближе и роднее концепция православного византийца Козьмы Индикоплевта. Он представлял мир в виде огромного сундука. Его хрустальная крышка была небом, по которому катались солнце, луна и звезды. Посередине мира Индикоплевта стояла огромная гора, за которую прятались то солнце, то луна — тогда на земле сменялись день и ночь.
Как видим, картина мироздания по Индикоплевту пусть и была далека от действительности, отличалась определенной поэтичностью.
Впрочем, над обуявшим наших сограждан наивным геоцентризмом (представление о том, что Земля находится в центре мироздания) можно, скорее, посмеяться. В конце концов Шерлок Холмс тоже не имел понятия о строении Солнечной системы, что не мешало ему быть великим сыщиком. Проблема гораздо шире. Иррационализм шагает по России семимильными шагами. Как показывают данные опросов, с каждым годом растет число людей, верящих в колдовство и гадания, ездящих на поклонение мощам и серьезно относящихся к гороскопам. В 2012 году многие всерьез ждали «конца света». Граждане сметали с прилавков соль, спички и крупы. А 21 декабря, в день, когда заканчивался календарь майя, директор самарской школы № 106 распустил учеников по домам .
Массовое одичание россиян — это не угроза, а реальность. Социальные сети, где «дурь каждого видна», позволяют оценить масштабы этого явления. Налицо и элементарная неграмотность, и дикарские суеверия, и фантастические представления об окружающем мире. Принято с ностальгической слезой вспоминать советское прошлое, когда каждый октябренок знал, что человек произошел от обезьяны, привидений не бывает, а Земля вертится вокруг Солнца. Впрочем, учитывая особенности советской социологии, об истинном состоянии умов людей того времени мы можем только гадать. Напротив: советский рационализм не стоит переоценивать. Но об этом ниже.
Многие усматривают взаимосвязь между падением престижа естественно-научной картины мира и религиозно-мистической истерией, охватившей советских людей в 80-х. Впрочем, потерю интереса к «единственно верному материалистическому учению» с наибольшей долей вероятности можно объяснить иначе. Как только чуть-чуть ослабили гайки идеологической цензуры, советские люди с яростью неофитов набросились на то, что большинству было недоступно больше полувека. На все, что отличалось от окружающей затхлой казенщины. Отсюда и религиозность, и увлечение экзотическими идеологиями (монархизм, анархизм, расизм, троцкизм), и распространение порнографии (наивной и целомудренной, по нынешним временам), и нетрадиционная медицина, и общение с барабашками, контакты с инопланетянами и охота на йети.
Не стоит преувеличивать и современную религиозность наших граждан. Мало кто из «верующих» знаком с основными догматами своей веры, мало кто осмысленно исполняет обряды, и еще меньше тех, кто старается соблюдать заветы религии, которую формально исповедует. Для большинства объявление о своей религиозной принадлежности является способом самоопределения. Это тем более важно для каждого, потому что уже целое поколение выросло в условиях кризиса идентичности. Новомодная идея «уникальной евразийской цивилизации» не пользуется популярностью. Людям хочется чего-то более конкретного. Однако, например, фраза «я — русский» — это почти готовый состав преступления по статье 282. А вот самоопределение «я — православный» более безобидно. Более того, укладывается в тренды государственной идеологии.
Впрочем, в последнее время у российской интеллигенции снова входит в моду атеизм. Однако и тут не все слава Разуму. Идеальный, «химически чистый» атеизм отвергает любые нерушимые догмы, мифологической картине мира противопоставляет естественно-научную, базирующуюся на экспериментальных и расчетных данных.
Но новейшие «безбожники» далеки от этого идеала. Для большинства из них атеизм заключается в демонстративном отрицании догматов и ценностей традиционных религий, что оригинально сочетается с рабским следованием новым, «прогрессивным» догмам, с яростной защитой своих мифов. Скажем, сплясать на амвоне и солее — это высокое искусство, это вызов агрессивно-послушной массе, это подвиг, который будут помнить в веках. А вот усомниться в правильности выводов Фрейда — значит расписаться в «латентных комплексах». Руки прочь от Фрейда! Тот, кто не считает гомосексуализм «вариантом нормы», — пещерный дикарь. А человека, не верящего в холокост, хорошо было бы казнить без пролития крови… но пока ограничимся тюремным заключением.
Забавно, что первое в мире атеистическое государство — Советский Союз — на самом деле было едва ли не более религиозным, чем Ватикан или Саудовская Аравия. Мировая история трактовалась как прелюдия к Великому Просветлению. Едва ли не с начала существования Советского государства утвердился культ вечно живого (немертвого!) вождя, который лежит на главной площади страны в майянской пирамиде и возглавляет орден своих последователей. Во всех городах стояли его изваяния, проводились посвященные ему ритуалы. Учение пророков (в том числе главного из них — немертвого вождя) толковали посвященные мудрецы-книжники… Все это больше напоминало поднявшуюся с океанского дна Атлантиду, а вовсе не государство, организованное на принципах рационализма.
Более подробно этот феномен рассмотрен в книге Михаила Рыклина «Коммунизм как религия».
Вот почему религиозность постсоветских людей (столь же поверхностная и неискренняя, как и былая вера в коммунизм) никого не должна удивлять…
Впрочем, массовое невежество и иррациональное мышление — это не так страшно, как кажется. В высокотехнологичном государстве для успешной жизни вовсе не обязательно обладать широким кругозором. Гораздо важнее уметь пользоваться бытовыми приборами и рабочими инструментами. В тех же США процент стихийных геоцентристов не меньше, чем в России. А еще в этой стране действуют общество плоскоземельников, объединение людей, отрицающих эволюцию живой природы и другие научно доказанные факты. Значительная часть американцев, к тихой радости советских патриотов, знает меньше, чем преподают в шестом классе нашей школы. Но все это не мешает США оставаться державой №1 в мире. Когда в институтах страны работают профессиональные и высокооплачиваемые специалисты, когда решена проблема развития технологий и научных знаний, нет большой беды, что часть простонародья верит в банши и Ктулху, да еще и путает Словакию со Словенией. Водителю грузовика или оператору швабры не обязательно знать о наночастицах столько же, сколько знает яйцеголовый из Силиконовой долины.
Узкую специализацию (и, как следствие, сужение кругозора) принято объяснять сложностью современных производственных процессов. Хотя на самом деле причина в другом. А именно — в возможности переложить большую часть работ на «сертифицированных специалистов».
Раннесредневековый крестьянин верил в русалок и леших, не умел читать и писать, боялся колдунов и пребывал в уверенности, что за морем живут люди с песьими головами. Однако он умел сеять «овощи и рожь», построить хату и овин (знаете, что такое овин?), сплести корзину и починить телегу. Кругозор его бабы был еще уже, однако она знала, как лен превращается в порты и рубахи, отчетливо представляла путь еды с грядки и курятника до тарелки, могла принять роды у младшей родственницы и обладала множеством других умений. Да что говорить о раннем Средневековье — в советские времена считалось позором, что мужчина «гвоздь в стену забить не в состоянии», а женщина не умеет ни шить, ни вязать, ни состряпать ничего сложнее омлета! Но в XXI веке в среде городского среднего класса разнообразные бытовые навыки — это, скорее, порок, печать «нищебродства». А то, что выходит за рамки моей профессиональной компетенции, меня вообще не интересует. Это должны делать люди, которым за это деньги платят. Мобильный телефон работает потому, что я его купил и оплатил связь. Электричество идет из розетки, опять-таки потому, что я не забываю платить энергокомпании, а с вашими разговорчиками про опасные и безопасные технологии получения энергии идите подальше. Овощи и мясо берутся из супермаркета (а можно вообще не морочиться и заказать пиццу). От «плохих парней» защитят «хорошие парни» в форме и с жетонами. А о том, чтобы, направляясь в Малайзию, не приехать в Тринидад (кстати, это где вообще?.. а, неважно!), должны позаботиться транспортные компании и турагентства.
Доходит до смешного. По данным The Daily Telegraph, половина британских туристов понятия не имела, куда они ездили отдыхать летом 2013 года. Они не могли найти на карте Португалию, Турцию и Ирландию, а Кипр считали частью материковой Греции. Впрочем, Грецию некоторые тоже ухитрились «потерять».
С XVIII века просвещенная публика смеялась над фонвизинским «Недорослем» и его знаменитым «извозчик куда надо довезет». Оказывается, зря. Митрофанушка из дворянского рода Простаковых и его мудрая матушка бессмертны!
Конечно, разностороннее образование — это прекрасно, разнообразные умения и навыки — это просто великолепно. Но в условиях стабильности «на коне» будут узкие специалисты и продвинутые пользователи. Потому знать все невозможно, а учиться тому, что все равно в жизни не пригодится, — ни к чему: только время и деньги тратить понапрасну. Уж лучше быть классным специалистом в конкретной области. Тем более что «страна героев, страна мечтателей, страна ученых», воспетая экзальтированными советскими поэтами эпохи коллективизации, не более реальна, чем страна эльфов.
Проблема в том, что мир пользователей обречен на застой и постепенное обветшание. А в условиях, когда научные институты медленно вымирают (в прямом смысле слова), когда социальные лифты тянут наверх малограмотных, но пробивных «крепких хозяйственников» и «молодых политиков», процессы деградации ускоряются.
Если точность расчета и качество исполнения подменяются «духовными скрепами», ракеты неизбежно будут падать, дома — рушиться, а свежее асфальтовое покрытие на шоссе — трескаться после первой зимы.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии